ruen

Депутат Сергей Рубин рассказал о механизмах госуправления в непризнанных государствах

Председатель Комитета Народного Совета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Сергей Рубин прокомментировал пресс-службе Народного Совета механизмы государственного управления в условиях становления непризнанных государств.

Реалии существования общества в период становления государства в условиях непризнанности представляют собой суровую действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находясь в прямой зависимости от эффективности государственного управления.

В любом государстве между властью и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяются эффективностью политики в сфере управления. Если руководство страны стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими их власть легитимной. Не секрет, что создание подобных условий в ситуации непризнанности государства, ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны.

Тяжесть положения усугубляется от статуса непризнанного государства и неэффективности государственных институтов, формирующихся в нем на этапе становления.

По мнению большинства исследователей, ресурсом развития самопровозглашенного государства является не государство как таковое, а его оздоровление. Возможно ли это без разрушительных потрясений, покажет будущее, но очевидно, что страна не может оздоровиться сама по себе, не относясь к конкретным целям, задачам и формированию стабильной законодательной базы.

Отсутствие в непризнанных государствах полноценной, высококачественной правой базы вызывает неоднозначное толкование норм законов и подзаконных актов, порождает неясность и противоречивость при выборе  форм и методов практической реализации гражданами своих прав и свобод. И наоборот, наличие в непризнанном государстве собственной адекватной системы права обеспечивает легитимность правового статуса данной территории.

Неясность стратегии и концепции правового развития непризнанного государства может усугубить кризис. Для исправления такого положения, прежде всего, необходимо установить соответствующий реалиям баланс полномочий и ответственности ветвей власти.

Повышение эффективности деятельности государства – главная стратегическая задача, определяющая будущее непризнанного государства. Это становится особенно важным в момент начала финансово-политического кризиса после провозглашения независимости и попадания страны в разряд непризнанных государств, что вынуждает ее сменить стратегию развития и начать опираться преимущественно на внутренние ресурсы. При этом создание встроенного механизма перманентного совершенствования системы госуправления  является жизненно важным условием.

В целом все необходимые меры можно разделить на три основные группы: приносящие немедленный результат; способные принести результат в течение полугода-года; приносящие результат в течение более длительного периода. Такое деление определяется практическими соображениями, так как силы, которым предстоит реализовывать эти меры, будут исходить из политических задач соответствующих периодов: выборов в парламент, выборов главы государства, подготовки к выборам следующих лет.

Целью государственного управления в непризнанном государстве является установление долгосрочных ориентиров развития государственной системы администрирования. Кроме того, важно внедрить в массовое сознание понимание того, что совершенствование данной функции является не только самостоятельной, но и наиболее выгодной для общества сферой деятельности государства. Побочная задача – вселить в людей оптимизм  относительно дееспособности государства и их будущего.

Как показывает мировой опыт, развитие системы госуправления требует непрерывных усилий и создания постоянных структур,  включенных в повседневный административный процесс, в том числе постоянно действующей комиссии по совершенствованию госуправления при главе государства, или председателе правительства. При этом основными направлениями деятельности такой комиссии должны быть:

  • комплексное обследование процесса функционирования наиболее важных органов государственной власти с выработкой соответствующих рекомендаций;
  • организация интенсивной стажировки для изучения методологии повышения качества государственного управления в целях формирования собственной системы администрирования с учетом местных особенностей и тенденций;
  • разработка положений о профильных ведомствах при непосредственном участии их представителей в комиссии для четкого разграничения, формулирования и закрепления их общественно полезных функций;
  • выработка при участии профильных ведомств унифицированных, четких, формализуемых, количественно оцениваемых требований к компетентности и психологическим качествам сотрудников, занимающих должности высшего и среднего звена;
  • подготовка при участии профильных ведомств унифицированных должностных инструкций, определяющих уровни принятия решений (кто, на каком уровне и какое самостоятельное решение может принять должностное лицо);
  • выработка при участии профильных ведомств унифицированных критериев оценки деятельности правительства, ведомств и должностных лиц.

Перестройка государственного управления в непризнанном государстве требует, прежде всего, восстановления доверия, взаимопонимания, искренности и честности между властью и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления.

Таким образом, система управления в Донецкой Народной Республике, распределение властных полномочий в ней и, в том числе, Конституция ДНР должны являть собой квинтэссенцию мирового опыта, адаптированного к специфике формируемого государства.

Сергей Рубин, депутат Народного Совета ДНР, председатель Комитета Народного Совета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

Print Friendly
Ошибка в тексте