ruen

Доклад Екатерины Матющенко об итогах работы Министерства финансов ДНР за 2015 год

С момента своего создания Министерством финансов был проведен ряд мероприятий, по сути, фундаментальных для становления и развития единой государственной бюджетной системы Республики.

В предложенном докладе учтены основные вопросы депутатского корпуса Народного Совета, которые относятся к компетенции Министерства финансов.

На стадии становления бюджетной системы Республики особо важен аспект нормативно-правового урегулирования бюджетного процесса в системе государственного управления.

Учитывая приоритетность задач, в ходе выполнения основных функций Министерством финансов последовательно:

  • сформирована нормативно-правовая база, регулирующая взаимоотношения в процессе бюджетирования, проведения расчетно-кассовых операций;
  • разработана единая система бюджетной классификации, нормативы и стандарты, регулирующие бюджетный процесс;
  • урегулированы вопросы формирования доходной части бюджета и распределения поступлений между различными уровнями бюджетов;
  • сформированы основы бюджетного планирования;
  • регламентированы основы казначейского исполнения бюджетов;
  • разработаны порядки выплаты социальных пособий гражданам, нуждающимся в государственной социальной поддержке.

Стратегически важным подходом в процессе формирования основных направлений деятельности Министерства финансов было решение об объединении в одном ведомстве основных процессов бюджетирования: планирования бюджета, исполнения бюджета и контроля за исполнением бюджета.

Такое решение обеспечило слаженность функционирования отдельных звеньев финансово-бюджетных отношений, своевременное выявление и разрешение возникающих финансовых проблем как при планировании, так и при непосредственном исполнении бюджета, осуществление функций последующего контроля при наличии полной и достоверной информации о запланированных и проведенных расходах.

На сегодняшний день расходная часть бюджета формируется согласно предоставленным бюджетным запросам от министерств и ведомств – по республиканскому бюджету и от Администраций городов и районов Республики – по местному бюджету.

Для единого подхода в планировании бюджетных расходов, Министерством финансов были разработаны унифицированные формы бюджетных запросов, установлены сроки их предоставления для формирования проекта бюджета.

При этом стоит отметить, что начиная с 2016 года, бюджетный период Республики составляет три месяца. Этот факт позволит должным образом скоординировать финансовую деятельность бюджетных учреждений, более эффективно управлять финансовым ресурсом Республики, сократить рабочее время на стадии планирования бюджета.

Что касается формирования доходной части бюджета, то организация работы по данному направлению проводится совместно с Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики, финансовыми управлениями Администраций городов и районов.

На сегодняшний день бюджетная политика, проводимая Министерством финансов, в области расходования бюджетных средств направлена на обеспечение в первую очередь исполнения социальных обязательств.

С целью эффективного использование финансового ресурса Республики, финансирование бюджетных расходов осуществляется исключительно под взятые обязательства распорядителей и получателей бюджетных средств, что предотвращает образование неиспользованных остатков на их счетах, открытых в Центральном Республиканском Банке и его территориальных отделениях.

В ходе реализации своих полномочий Министерством финансов проводится необходимый предварительный и текущий контроль за расходованием бюджетных средств.

Стоит обратить внимание, что по состоянию на 1 января 2016 года в Республике зарегистрировано 2380 распорядителей и получателей бюджетных средств республиканского и местных бюджетов, которым в Центральном Республиканском Банке и его территориальных отделениях открыто более 16 тысяч распределительных и расчетных счетов.

Учитывая существующую на сегодняшний день ограниченность финансового ресурса Республики, Министерством финансов проводится ряд мероприятий, направленных на экономное и рациональное использование бюджетных средств.

Такая политика является вынужденной мерой, в основу которой заложено предотвращение разбалансировки государственных финансов.

С целью недопущения социальной напряженности в Республике, бюджетные средства в первую очередь направляются наименее защищенным слоям населения, гражданам, нуждающимся в государственной социальной поддержке – пенсионерам, инвалидам, регрессникам, одиноким матерям.

При этом также обеспечивается первостепенное выделение бюджетных средств на финансирование заработной платы работников сферы образования, здравоохранения, культуры, спорта.

Также следует отметить, что с начала 2016 года в Республике:

  • обеспечено бесплатное питание воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся 1-4 классов, учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений льготных категорий,
  • разработана бюджетная программа «Школьный автобус», направленная на бесплатную доставку школьников из удаленных населенных пунктов к школьным учреждениям (в городах Докучаевске, Енакиево, Ждановке, Харцызске, Донецке, Макеевке).

В соответствии с Временным порядком установления предельно допустимых цен при закупке товаров, работ, услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства, утвержденным Указом Главы 15.12.2015 № 460, Министерством финансов совместно с другими уполномоченными органами проводится соответствующая работа по недопущению приобретения товаров, оказания услуг, проведения работ по завышенным ценам.

Информация о предельно допустимых ценах при закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства постоянно освещается и обновляется на веб-сайте Министерства финансов, что позволяет оперативно принимать соответствующие управленческие решения.

Одной из основных составляющих бюджетного процесса выступает формирование и создание программного обеспечения, отражающего полный учет движения бюджетных средств в государстве.

Разработанная информационно-аналитическая система Министерства финансов уже на сегодняшний день позволяет владеть всей необходимой оперативной информацией о денежных потоках бюджетных средств, проводить определенный мониторинг и анализ финансового ресурса Республики.

При этом характерной особенностью данного программного обеспечения выступает его направленность на создание единого информационного пространства между всеми участниками бюджетного процесса. Это будет способствовать не только сокращению времени на обработку финансовых документов, своевременному получению информации о движении бюджетных средств, но и усилению финансовой дисциплины.

Министерство финансов в ходе выполнения возложенных на него основных задач и функций всесторонне взаимодействует с бюджетными учреждениями и организациями.

В целях оказания методической помощи в процессе планирования и исполнения бюджетов, функционирования всех участников бюджетного процесса в едином правовом поле, Министерством финансов регулярно инициируются и проводятся рабочие совещания, семинары, круглые столы с распорядителями и получателями бюджетных средств.

Проведение данных совещаний в формате открытого диалога позволяет своевременно предупредить и разрешить возникающие проблемные вопросы при составлении и исполнении бюджетов, сформировать дальнейшие направления развития финансовой системы, усовершенствовать основные моменты процесса бюджетирования.

С целью упрощения механизма взаимодействия с бюджетными учреждениями и организациями в 2015 году, Министерством финансов совместно с Центральным Республиканским Банком была проведена работа по установке системы «Клиент-Банк» для бюджетных организаций на бесплатной основе. Данный программный комплекс позволяет своевременно отслеживать поступления денежных средств на банковские счета.

Владея полной информацией в режиме онлайн о движении денежных потоков, руководители учреждений имеют возможность принимать оперативные решения по использованию выделенных бюджетных средств и эффективно управлять финансовыми ресурсами своей организации.

В условиях растущих угроз терроризма и международной преступности особую актуальность приобретают вопросы пресечения попыток легализации незаконно полученных денежных средств, финансирования терроризма и международной преступности.

Министерство финансов является уполномоченным органом в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Для реализации данного направления Министерством финансов был разработан ряд нормативных правовых документов, которые на сегодняшний день проходят процедуру согласования.

Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики Министерство финансов определено уполномоченным органом по вопросам лицензирования.

С целью реализации государственной политики в сфере лицензирования, разрешения возникающих проблем по вопросам лицензирования некоторых видов хозяйственной деятельности, Министерством финансов была проведена работа по подготовке и принятию ряда нормативных правовых актов, регламентирующих лицензионную деятельность в Республике.

Учитывая, что на территории Республики органы лицензирования используют лицензии единого образца, Министерством финансов были разработаны и утверждены типовые бланки, организован их централизованный заказ. На сегодняшний день в Министерстве финансов имеются в наличии указанные бланки единого образца, о чем уведомлены органы лицензирования для дальнейшего обеспечения соискателей лицензий необходимыми документами.

Также Министерством финансов была проведена соответствующая работа по утверждению форм документов, используемых в процессе лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности. Данные формы документов обнародованы на веб-сайте Министерства и могут быть использованы в работе как органами лицензирования, так и соискателями лицензий.

С целью государственного регулирования в сфере оборота драгоценных металлов и камней Министерством финансов проведена работа по созданию Государственного казенного предприятия пробирного контроля, разработаны тарифы на проведение пробирного контроля, подготовлен проект Временного положения о государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроль по операциям с ними.

Также следует отметить, что Министерство финансов всесторонне освещает основные направления и результаты своей деятельности.

На веб-сайте Министерства регулярно размещается информация о проделанной работе; нормативно-правовые документы, разработанные Министерством финансов, регламентирующие процесс бюджетирования в Республике; информация о методических разработках, разъяснениях и уточнениях к нормативной правовой базе.

Формирование бюджетной и финансовой систем выступает одним из основополагающих факторов создания стабильной экономики государства. На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что в Республике заложен прочный фундамент для дальнейшего становления единой государственной финансовой политики, определены основные направления и этапы ее последующего развития.

Информация предоставлена пресс-службой Министерства финансов ДНР

matushenko

Print Friendly, PDF & Email
Ошибка в тексте