enru

Доклад Ларисы Поляковой об итогах работы Министерства образования и науки ДНР за 2015 год

Деятельность Министерства образования и науки   осуществляется в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», Положением о Министерстве и направлена на реализацию основополагающих документов – Конституции, законов, нормативных правовых актов Главы Республики и Совета Министров ДНР.

Основными целями и задачами деятельности Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики являются:

  • Обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики, что предполагает формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизацию образовательных программ в условиях внедрения новых государственных образовательных стандартов; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
  • Повышение эффективности реализации молодежной политики. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, разработанная Министерством образования и науки ДНР, определила систему общих психолого-педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное решение важнейших общегосударственных задач патриотического воспитания молодежи:
  • воспитание гражданина и патриота в постоянном взаимодействии с семьями обучающихся с опорой на традиции Донецкого края;
  • раскрытие способностей и талантов детей и молодёжи в сотрудничестве с другими субъектами социализации.

В настоящее время в воспитательной работе образовательных организаций Донецкой Народной Республики реализуются различные модели гражданского воспитания подрастающего поколения. Развивающееся детское общественное движение, ориентированное на детей и подростков, определяет основные пути развития системы гражданско-патриотического воспитания, учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития гражданского общества в Республике.

Деятельность органов ученического самоуправления на территории Донецкой Народной Республики координирует республиканский Совет старшеклассников, в задачах которого – широкое привлечение детей и молодежи к участию в организации своей жизни и деятельности.

  • Третья важнейшая цель – формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок, обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации экономики. Для выполнения этой цели требуется решение следующих задач:
  • развитие фундаментальных научных исследований;
  • создание опережающего научно-технического задела на приоритетных направлениях научно-технического развития;
  • институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры, системы управления и финансирования, интеграции науки и образования;
  • формирование современной материально-технической базы сектора исследований и разработок;
  • обеспечение интеграции сектора исследований и разработок Донецкой Народной Республики в международное научно-техническое пространство.

За отчетный период был разработан и принят Закон «Об образовании». Свыше 250 приказов Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики прошли процедуру регистрации в Министерстве юстиции; были утверждены свыше 40 приказов и распоряжений Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

Выдано 1323 разрешения на осуществление образовательной деятельности. Анализ лицензионного объема специальностей среднего и высшего профессионального образования, по которым осуществляется подготовка квалифицированных рабочих и специалистов на территории Республики показал:

  • подготовка квалифицированных рабочих и служащих в профессионально-технических училищах и профессиональных лицеях составляет 29 140 обучаемых, из них первичная профессиональная подготовка – 25 090 человек;
  • подготовка специальностей среднего профессионального образования в техникумах и колледжах (училищах), составляет 17 009 обучаемых, из них 10834 обучаемых по дневной форме обучения и 6175 – по заочной форме обучения;
  • подготовка специальностей высшего профессионального образования в университетах, институтах, академиях составляет: бакалавриат – 30986 обучаемых, специалитет – 26375 обучаемых, магистратура – 9911 обучаемых.

Развитие системы дошкольного образования

В Донецкой Народной Республике 543 учреждения реализуют образовательные программы дошкольного образования, в том числе 468 в городах, 75 – в сельской местности.

В учреждениях получают дошкольное образование 48302 ребенка (46063 ребенка в городах, 2249 детей в сельской местности), что составляет 59% от общего количества детей в возрасте от 1,5 до 6-7 лет.

Наполняемость дошкольных образовательных учреждений – 83,2%. Потребности населения в получении детьми дошкольного образования удовлетворены полностью.

В дошкольных образовательных учреждениях функционируют 739 групп санаторного и специального назначения, в которых 6 тысяч детей одновременно с дошкольным образованием получают необходимую коррекционную и реабилитационную помощь узких специалистов.

С целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях развивается сеть групп дополнительного образования по разным направлениям. На сегодня функционирует 829 таких групп, которыми охвачено 16682 дошкольника.

В 2015-2016 учебном году осуществлен переход общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на новые государственные образовательные стандарты.

С целью успешного внедрения государственных образовательных стандартов разработана модель научно-методического сопровождения внедрения ГОС, подготовлен в помощь педагогическим работникам пакет научно-методических материалов:

Для реализации функции контроля была создана модель мониторинга введения стандартов, где определены вид контроля, цели, объекты контроля, методы сбора информации и периодичность, что даёт возможность удерживать процесс реализации проекта, своевременно вносить коррективы.

Для обеспечения равного доступа к образованию организован подвоз обучающихся, которые проживают за пределами пешеходной доступности. В 2015-2016 учебном году таких 3757 обучающихся (3% от общего количества обучающихся) и 305 педагогов (2,3% от общего количества). Подвоз организован в 10 городах и 4 районах Республики. Для перевозки задействованы 52 автобуса, находящиеся на балансе общеобразовательных организаций или управлений образования, и 23 арендованных автобуса.

Организация питания обучающихся

Инфраструктура школьного питания представлена в настоящее время столовыми полного цикла (столовые-доготовочные) и буфетами (буфеты-раздаточные).

Полное отсутствие столовых в 30 образовательных организациях, что составляет 6 % от общего количества общеобразовательных организаций.

Показателем результативности мероприятий по совершенствованию организации школьного питания является их медицинское сопровождение: медицинские работники осуществляют контроль за организацией питания в образовательных учреждениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания учащихся.

На текущий момент в общеобразовательных организациях 303 медицинских работника, что составляет 64 % от потребности в полном объеме. Число врачей от общего количества медперсонала составляет 6% (17 человек).

Обеспеченность права выбора языка обучения

В 2015-2016 учебном году открыты 6780 (97%) классов с русским языком обучения, в которых обучаются 125984 (98%) учащихся, и 170 (3%) классов с украинским языком обучения, в которых – 2358 (2%) обучающихся.

Для сравнения:

  • В 2014-2015 учебном году было 4723 (65%) класса с русским языком обучения, в которых обучались 99202 (71%) учащихся; 40519 (29%) учащихся обучались в 2496 (35%) классах с украинским языком обучения.
  • Так, количество русских классов увеличилось на 2057, украинских классов уменьшилось на 2326.

Государственная итоговая аттестация в учреждения общего среднего образования

Государственная итоговая аттестация выпускников, завершающих освоение программы среднего общего образования, является обязательной в Донецкой Народной Республике,   начиная с 2015 -2016 учебного года.

Государственная итоговая аттестация включает один обязательный экзамен – по русскому языку/украинскому языку и экзамены по выбору обучающегося.

Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию. При успешном прохождении государственной итоговой аттестации им выдается аттестат о среднем общем образовании.

В этом учебном году выпускные экзамены являются одновременно и вступительными в вузы. Мы считаем, что это максимально исключит коррупционную составляющую в выпускных и вступительных кампаниях.

В Донецкой Народной Республике работает система выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, создан банк данных обучающихся, показавших высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте.

Министерством образования и науки проводятся предметные олимпиады для школьников, организована деятельность Донецкой республиканской малой академии наук.

С целью подготовки и переподготовки учителей, работающих с одаренными детьми, разработаны специализированные курсы. Учителя Донецкой Народной Республики проходят курсовую подготовку в Российской Федерации, принимают участие в международных профессиональных конкурсах, представляют опыт работы педагогов ДНР на международных форумах, фестивалях.

МОН ДНР разработан ряд мероприятий для поддержки, стимулирования и поощрения одаренных детей: обучающиеся, показавшие высокий уровень учебных достижений, награждаются золотой и серебряной медалями; победителям и призерам заключительного этапа Республиканской олимпиады школьников, членам сборных команд ДНР, участвовавшим в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, чемпионам и призерам спортивных соревнований международного уровня предоставляется право поступить в высшее учебное заведение соответствующего профиля вне конкурса; организовываются оздоровительные и познавательные поездки.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 8 июня 2015 года № 232 «Об утверждении образцов и описаний документов о среднем общем образовании и приложений к ним» по состоянию на 1 июля 2015 года выданы:

  • Свидетельства об основном общем образовании – 11251 шт.
  • Аттестаты о среднем общем образовании в количестве 13260 шт.
  • Аттестаты о среднем общем образовании с отличием – 376 шт.
  • Золотые и серебряные медали «За особые успехи в учении» – 368 шт.

В подчинении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики находятся 25 образовательных организаций государственной формы собственности. Из них: 19 специальных, 3 санаторных, 3 для детей сирот и детей, лишенных родительской опеки.

В результате военных действий пострадали 10 учреждений (40%); из них в настоящее время полностью восстановлены и функционируют 7 интернатов.

За текущий период восстановлена Ясиноватская общеобразовательная санаторная школа-интернат I-II ступеней №14, заработала Снежнянская специальная общеобразовательная школа-интернат I-II ступеней № 5. По состоянию на декабрь 2015 года работают 23 школы-интерната, ведутся работы по открытию нового здания Донецкой СОШИ №22 для детей с диагнозом ДЦП. Приостановлена деятельность интернатов в г.Углегорске (ведутся восстановительные работы) и г.Дзержинске.

В 23 учреждениях государственной формы собственности организовано обучение и воспитание 2250 детей с ограниченными возможностями здоровья, а также созданы благоприятные условия для обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2016 году планируется открытие Республиканского оздоровительного центра на базе Снежнянской специальной общеобразовательной школы-интерната №5. Положительный опыт работы в этом направлении был получен летом 2015 года, когда на базе данного учреждения был организован Республиканский оздоровительный центр, в котором отдохнули и оздоровились около 300 детей льготной категории.

Благодаря принятому стандарту государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» произошли существенные изменения в работе учреждений дополнительного образования детей: начата работа по созданию банка авторских программ, пересмотрено программно-методическое обеспечение системы дополнительного образования детей, проведен мониторинг образовательных общеразвивающих программ.

В системе образования Донецкой Народной Республики функционируют 79 учреждений дополнительного образования детей (38 комплексных и 41 профильное)

В течение 2015 года дополнительным образованием в 3613 кружках и спортивных секциях было охвачено 50 тыс. детей (38% от общего количества детей школьного возраста).

В 2015 году было проведено более 160 мероприятий разного уровня с охватом более 30 тыс. участников. Отметим, дети Донецкой Народной Республики приняли активное участие в Международной выставке «Эхо войны» (г. Москва), в Марафоне «Дети Донбасса с благодарностью к России» (г. Санкт-Петербург), 6 Всероссийском открытом фестивале детского медиатворчества «Волшебный мир-2015» (г. Рязань, Россия), Первом открытом Международном фестивале детского экранного творчества «Чудо-остров» (Ялта, Крым), выставке «Новороссия. Юзовка. Будущее начинается в прошлом» и многих других.

Ярким показателем успешного развития художественного творчества является неуклонно растущее количество коллективов, носящих почетные звания “образцовый” и “народный”. Так, в настоящий период в системе образования Донецкой Народной Республики действуют 102 творческих коллективов, 55 из которых носят почетное звание «Народный художественный коллектив», 47 – «Образцовый художественный коллектив».

В формировании интеллектуального потенциала Республики, создании оптимальных условий для выявления и социальной поддержки одаренной молодежи значимая роль принадлежит Малой академии наук учащейся молодежи. В рамках МАН в 2015-2016 учебном году функционирует очно-заочная школа МАН, в 30 научных секциях на базах вузов ДНР обучаются 468 человек.

Система среднего профессионального образования насчитывает 112 образовательных учреждений и 1 авиационно-спортивный клуб (г. Енакиево), которые расположены в городах и районах Донецкой Народной Республики.

Образовательные организации СПО осуществляют подготовку по 55 профессиям и 85 специальностям для отраслей экономики Республики.

В образовательных учреждениях СПО обучается 33442 студента, из них: на очной форме обучения – 28736 студентов, на заочной форме – 4706 студентов. По программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих обучается 12088 студентов (36%), по программам подготовки специалистов среднего звена – 21354 студента (64%). За счёт ассигнований республиканского бюджета обучается – 29587 (89%) студентов: на очной форме обучения – 26929 студентов (94% от общего контингента студентов, которые обучаются на очной форме обучения), на заочной форме – 2658 студентов.

Новые образовательные организации высшего профессионального образования, открытые в 2015 г.:

  • Донбасская юридическая академия.
  • Донецкая академия внутренних дел.
  • Донецкое высшее общевойсковое командное училище Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики.
  • Донецкий государственный институт городского хозяйства.  

Контингент студентов составляет 37992 человек, штатных сотрудников – 12207.

Отметим, на сегодняшний день в Донецкой Народной Республике обучается 139 иностранных студента, 58 из них являются первокурсниками; по состоянию на 03.09.2015 г. количество поступивших абитуриентов из областей Украины составляет 133 человека.

Основной набор проходил с 24 по 31 августа. В ходе вступительной кампании абитуриентами было всего подано 36348 заявлений. Из них 81% составляли заявления абитуриентов Донецкой Народной Республики, 18% – заявления абитуриентов из Украины, 1% – заявления абитуриентов из других государств.

Во время вступительной кампании в 2015-2016 учебном году в организациях высшего профессионального образования проходил набор на новые специальности:

  • 03.01 Техносферная безопасность;
  • 05.01 Театральное искусство;
  • 05.01 Пожарная безопасность;
  • 03.02 Социальная работа;
  • 03.03 Механика и математическое моделирование
  • 03.03 Баллистика и гидроаэромеханика;
  • 04.01 Информационная безопасность .

Всего поступивших в ООВПО 16839 человек. Из них, поступившие:

  • на бакалавриат – 11272 человек, что составляет 67% всех поступивших;
  • на специалитет – 2530 человек, что составляет 15% всех поступивших;
  • в магистратуру – 3036 человек, что составляет 18% всех поступивших.

Согласно Распоряжению Совета Министров № 338 от 21.07.2015 г. ООВПО было выделено 10488 мест, финансируемых за счет республиканского бюджета. Для сравнения: 2013 г. – 10617 мест, 2014 г. – 9288 мест.

Во время вступительной кампании практически по всем специальностям был конкурс на места, финансируемые за счет республиканского бюджета до 7 человек на место.

Наиболее востребованными были специальности медицинского профиля и юриспруденция.

В образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования и научно-исследовательских, инженерно-исследовательских и проектно-конструкторских научных организациях, учреждениях работает 395 докторов наук, 1951 кандидат наук, 325 профессора, 1396 доцентов и старших научных сотрудников. В ведении Министерства образования и науки находятся 25 научных учреждений. Общее количество сотрудников научных учреждений составляет 1655 человек.

Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), осуществляется в 8 организациях высшего профессионального образования и 6 научно-исследовательских институтах (всего в 15 организациях).

Работает Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве образования и науки (МОН) ДНР.

На сегодняшний день в образовательных и научных организациях действует 14 советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Первые защиты в Донецкой Народной Республике прошли 17 декабря.

Создан Совет по науке МОН ДНР. Главной целью функционирования которого является повышение эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности в Донецкой Народной Республике, в том числе обсуждение государственных программ в сфере науки, тематики научных исследований и экспертизы нормативно-правовых актов в сфере науки, инновационной деятельности, интеллектуальной собственности.

Научные учреждения Донецкой Народной Республики участвуют в выполнении совместных проектов с научными и иными организациями Российской Федерации.

При осуществлении политики в области международного сотрудничества Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики проводилась всесторонняя работа с российскими исполнительными, законодательными органами, ведущими научно-образовательными центрами, общественными организациями и фондами. Аналогичная работа проводилась с соответствующими структурами других стран.

Среди вопросов, которые решались в рамках работы с РФ, можно выделить: финансирование всей сферы образования и науки, восстановление и реновирование объектов МОН, укрепление материальной и учебной базы, кадровые вопросы и т.д.

Проводилась планомерная работа по подготовке высококвалифицированных кадров в вузах России, решению проблемы выдачи дипломов российских вузов через экстернат. Всесторонне рассматривалась проблема повышения квалификации специалистов, профессорско-преподавательского состава ДНР в научно-образовательных и ведомственных центрах МОН РФ.

В 2015 году использовалась база некоторых центров Рособрнадзора для прохождения процедуры сдачи ЕГЭ более чем для 300 школьников ДНР. С согласия Рособрнадзора МОН ДНР в Донецке создан международный пункт ЕГЭ.

Достигнуты договоренности о признании в Российской Федерации аттестатов об общем среднем образовании, дипломов о среднем и высшем профессиональном образовании, выдаваемых МОН ДНР, а также ученых званий ДНР. Достигнута договоренность о практической поддержке создания диссертационных Советов в ДНР и их взаимодействии с российскими, а также утвержден порядок защиты диссертационных исследований в российских диссертационных советах, согласован вопрос участия ученых ДНР в работе российских диссертационных советов.

В сфере науки достигнута договоренность о рассмотрении в установленном порядке российскими диссертационными советами списка журналов ВАК, издаваемых вузами ДНР, с целью последующего их признания ВАКом РФ.

Оговорены следующие вопросы: участие научно-исследовательских институтов ДНР в программе РФ по импортозамещению в инновационных проектах РФ.

МОН ДНР в 2015 году в рамках государственной программы Российской Федерации по оздоровлению детей организовало вывоз 11939 школьников Республики для летнего оздоровления в Российской Федерации.

Из 118 договоров о международном сотрудничестве около 70 заключены с Российской Федерацией (60% от общего количества).

Более 30 международных договоров о сотрудничестве в 2015 году заключено вузами ДНР. Многие документы имеют важное научное, экономическое и политическое значения для обеих сторон. За отчетный период общее количество проведенных научных конференций составило 270. Также проводились совместные научные форумы (более двадцати мероприятий).

В сентябре 2015 года в Москве состоялся круглый стол – встреча ректоров университетов России и ДНР с участием представителей Министерства образования и науки России. В октябре 2015 года делегация с участием студентов ведущих вузов ДНР посетила Х Московский фестиваль науки.

Информация предоставлена пресс-службой Министерства образования и науки ДНР

minobrPolyakova 

Print Friendly, PDF & Email
Ошибка в тексте