enru

Ядро модернизационных процессов Евразии – это Россия

26 августа 2015 года в Донецке состоялась конференция на тему «Перспективы социального развития ДНР и её интеграции в Евразийский Союз». Со своим докладом выступил доктор философских наук, профессор ДонГУУ Дмитрий Муза.

В своем докладе, я бы хотел обратить внимание на аксиоматику: как мы понимаем русскую цивилизацию, как мы понимаем русский мир, как мы понимаем Евразию и Евразийский Союз. На мой взгляд, это не однопорядковые категории, и, к сожалению, очень часто они смешиваются.

Если говорить о русской цивилизации, то истоки ее в Византии. Если мы говорим о евразийской интеграции, то их было четыре, согласно Льву Гумилеву, и четвертую завершили именно русские.

Сегодняшний разворот России к евразийской доминанте в отличие от Европейской, которая просматривалась в политике РФ до 2003 года, связан с тем, что Евразия исконное лоно, в котором были сопряжены славянские, тюркские и угрофинские этносы, где и была создана эта положительная комплиментарность.

Евразийский Союз сегодня пребывает в достаточно сложной системе координат. С одной стороны – Европейский Союз, который не покидают мысли поглотить еще некоторые пространства СНГ и отколоть от них промышленность. С другой стороны это государства Азиатско-Тихоокеанского региона, которые развиваются совершенно в другой доминанте, в другой парадигме и другой логике.

Евразия как проект связан с тем, что в его основании лежат полярные архетипы земледельца и кочевника, впоследствии – в ходе модернизации – преобразованные в крестьянина и рабочего. В ходе этой трансформации изменились не только географическое, социальное и психологическое пространства, но тип времени и сам субъект. Однако инвариантным остаются труд и трудовая этика.

На сегодняшний день РФ, Казахстан, Беларусь и ряд других стран Евразийского Союза переходят с 5го на 6ой техноэкономический уклад, а ДНР, к сожалению, находится в 3-4. Угольно-металлургический комплекс Донбасса, несмотря на многие технические и технологические инновации, застрял в конце XIX – нач. XX вв. Постиндустриальный переход уже состоялся и нам необходимо думать, как изменить парадигму.

Что касается категории «Русский мир»: если Евразийский Союз это реальная историческая величина и процесс, то Русский мир как проект, инициированный Президентом РФ и реализуемый одноименным фондом, представляет собой культурно-лингвистический проект, который имеет другую логику, а именно: центробежного влияния на анклавы носителей русской культуры за рубежом. Русская весна проходила не только под доминированием антифашисткой идеи, но и идеи полноценного реинтегрирования пространства в Евразийское сообщество.

Евразия это насыщенная коммуникационное пространство, Евразия это территория смыслов. Логика развития Евразии центростремительна, потому что ядро модернизационных процессов Евразии – это Россия.

Print Friendly, PDF & Email
Ошибка в тексте