ruen

#Комментарий Марины Жейновой о том, за чей счет на Украине решается проблема «энергозависимости от России»

Энергетика Украины стремительно летит в пропасть, и на фоне заявленного НАК «Нафтогаз» с октября повышения цены на газ для населения на 19%, или 931 грн, за 1 000 куб. м, сказки Гройсмана про монетизацию субсидий – это очередная ложь. Потому что денег в бюджете нет.

Давайте для начала разберем, что вообще надо для того, чтобы энергетика работала, обеспечивала потребность в энергоресурсах и при этом была прозрачной ценовая политика, на примере того, как это делают в цивилизованных странах. Прежде всего, там мониторят первичные и вторичные энергоресурсы: составляют баланс, определяют, какое количество энергоресурсов необходимо – сколько страна будет потреблять угля, нефти, газа, электроэнергии и т. д. Каждая страна составляет свой баланс в зависимости от того, какими ресурсами она обладает. Далее определяют дефицит, энергозависимость и что необходимо приобрести. Таким образом, формируется цена и тарифная политика.

Мы видим различный алгоритм в зависимости от ресурсных особенностей государства. Например, во Франции нет первичных энергоресурсов – нет ни угля, ни нефти, ни газа, а упор сделан на атомную энергетику. А вот в Германии, к примеру, имеется бурый уголь, и, соответственно, правительство этой страны строит свою энергетическую политику исходя из учета этого фактора.

А что происходит на Украине? На Украине не составлялся энергетический баланс с 2005 года. Энергетика не то, что не координируется, она настолько заполитизирована, что рядовому гражданину уже надеяться абсолютно не на что, кроме как выслушивать пустые, популистские лозунги и оправдания очередного повышения тарифов светлым европейским будущим. Видимо, для прапраправнуков.

Стоимость энергоресурсов на Украине в 5-6 раз выше здравого смысла. Энергетическая стратегия страны до 2035 года не выдерживает никакой критики. Иначе как фантастическим произведением этот документ назвать сложно. А разве можно планировать и приводить какие-то расчеты, не имея энергетического баланса? Как можно наращивать производство АЭС, если, согласно техническим характеристикам, к 2035 году они уже исчерпают свой ресурс и отработают свой даже продленный срок эксплуатации? И неужели найдется финансирование на строительство новых станций? Правда, в ней удалось найти пару строк, что к 2035 году Украину может ожидать энергетический голод. Вот это уже ближе к правде. Ведь украинские ТЭС и ТЭЦ уже сейчас изношены на 80%. 

Жаль рядовых граждан, уже сегодня им приходят платежки с космическими суммами за якобы европейские блага. Нет денег? Тогда отапливайте, извините, кизяками. (Это не моя выдумка, а предложение вице-премьер-министра Украины Павла Розенко.)

И что самое показательное – вроде бы и Верховная рада, несмотря на перманентные депутатские «лишения», работает. Прямо-таки штампует законы про рынок электроэнергии. Вот уже второй вышел. При этом первый оказался нерабочим. В 2019 году он должен вступить в силу, но вот ведь незадача: необходимо разработать порядка 70 подзаконных нормативных актов, причем во втором квартале 2017 года должны были быть проработаны четыре, а еще должна была быть создана рабочая группа… В общем, все пока так и остается на бумаге.

Зато работает другая, не менее интересная, структура – НКРЭКУ в составе из семи человек (правда, на сегодняшний день из четверых; трое к этому времени уже уволены). Эта структура все регулирует, имеет оборот около 400 млрд грн в год и стоит на страже непрозрачной и закрытой за семью печатями тарифной политики. 

Далее давайте коснемся требований МВФ и того, как их интерпретирует руководство Украины. Речь идет о НАК «Нафтогаз». Реструктуризация «Нафтогаза» – это извечная тема предвыборной гонки всех кандидатов на высшие посты во власти за последние 10–15 лет. Однако воз и ныне там. Ранее «Нафтогаз» финансировался из бюджета, сегодня же, на фоне огромной дыры в казне, такое финансирование невозможно. Что требует МВФ? Улучшить финансовое состояние «Нафтогаза». Естественно, посредством увеличения тарифов. Что объясняет украинское руководство гражданам? Давайте профинансируем «Укргаздобычу», они насверлят новые скважины, добудут газ и увеличат энергонезависимость страны. Правда на сегодняшний день увеличилась она порядка на 2%. А все кровно заработанные и заплаченные украинцами деньги по платежкам идут никак ни в теплокоммунэнерго на модернизацию в том числе изношенных сетей (о чем вопит украинская власть, повышая тарифы), а как раз по распредсчетам транзитом на счета НАК «Нафтогаз». Финансовое состояние по требованию МВФ ведь надо поднимать в надежде получения очередной подачки… простите, транша.

Но это еще не все. Уголь! Вот тема для наживы. Ведь цены на американский уголь для Украины выросли в три раза по сравнению с прошлым годом. И это официальные данные из отчета Министерства энергетики США.

В первом квартале 2017 года уголь для Украины стоил 206 долларов за тонну, в то время как в 2016-м – около 71 доллара. И украинский президент не скупится на похвалу американского руководства, ведь в Европе с ним уже даже разговаривать не хотят, поэтому и анонсирует покупку еще двух миллионов тонн американского угля. Главное ведь – усидеть в кресле, «а после нас – хоть потоп»…

Что самое интересное – европейские страны наоборот покупают уголь по сниженной цене. Та же Норвегия в 2016 году приобретала уголь по 140 долларов, а в этом уже по 125 долларов.

Ну а схема «Роттердам плюс» – вообще «чудесное» изобретение! Начнем с того, что, во-первых, так называемый индекс API2 показывает цену угля газовых марок, а не дефицитного для Украины антрацита. Во-вторых, цена угля для государственных шахт так и устанавливается министерством энергетики и угольной промышленности вручную.

В общем и целом, если простым языком: никакой это не уголь из Роттердамского порта с перевалкой, фрахтом и доставкой до места назначения. И поступает он по «левым» документам разными окольными путями. И зарабатывают на нем, вытягивая последние кровные из карманов украинцев, около 10–15 млрд грн в год. 

При этом, по словам действующего президента Украины, власти этого государства всячески искореняют коррупционную составляющую в вопросах обеспечения энергетической безопасности страны, чего якобы нельзя сказать о предшественниках. В частности, поставки российского газа объясняются исключительно коррупцией всех украинских властей до избрания Порошенко.

«Нас пытались поставить на колени», – высокопарно заявил украинский гарант, комментируя ситуацию с «прежней энергозависимостью от России». Правда, при этом скромно умолчал о том, что никто, кроме него лично и вверенного ему правительства, не преуспел так сильно в достижении этой цели…

Марина Жейнова, депутат Народного Совета
Официальный сайт Народного Совета ДНР

Print Friendly, PDF & Email
Ошибка в тексте