ruen

#Официальный комментарий Мирослава Руденко о необходимости принятия Украиной особого статуса для Донбасса

Украина продолжает делать все, чтобы не выполнять свои обязательства по «Минску-2» в вопросе о предоставлении Донбассу особого статуса. Ни в 2015, ни в 2016 годах Минские договоренности не выполнены и, скорее всего, они будут пролонгированы на следующий год. Вопрос: сможет ли нынешнее руководство Украины решиться на конституционную реформу по Донбассу, как это прописано в Минске?

Все участники конфликта в Донбассе, а также представители «нормандской четверки» признают, что альтернативы Минским договоренностям нет. Но каждый вкладывает в пункты «Минска-2» свое видение решения конфликта. Не выполнен самый первый пункт соглашения – незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в Донбассе. Каждые сутки, начиная с 15 февраля 2015 года, территория Донецкой Народной Республики подвергается обстрелам различной интенсивности с украинской стороны. Неисполнение первого пункта ведет за собой неисполнение и всех остальных. Такой трактовкой регулярно пользуется украинская сторона, как только дело доходит до обсуждения политических пунктов Комплекса мер.

Украина утверждает, что главным пунктом для нее является 9-й пункт – восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта. Смысл такого подхода разъяснил киевский политолог Тарас Березовец, который пообещал непонятливым и сочувствующим в Донбассе и Крыму зачистки.

При этом украинская сторона забывает полный текст пункта 9, а именно: восстановление полного контроля над госграницей «должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней контактной группы».

Что из этого выполнено? А ничего! Как не выполнены первые восемь пунктов Минских соглашений. Не выполнены: отвод тяжелых вооружений, эффективный мониторинг ОБСЕ, диалог о модальности местных выборов, закон об амнистии, обмен заложниками, доставка гуманитарной помощи, восстановление социально-экономических связей.

Как не выполнен и 11-й пункт «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года».

Такая подробная остановка на тексте Минских соглашений мною сделана неслучайно. Позиция Донецкой Народной Республики, как и Российской Федерации, четко определена: неукоснительное и последовательное соблюдение всех пунктов Минских соглашений от первого до последнего. Украина же не желает выполнять их последовательно, произвольно выбирая пункты для исполнения.

Так, чтобы обойти главный для себя камень преткновения – 11-й пункт о конституционной реформе – Украина мертвой хваткой вцепилась в 10-й пункт, который говорит о выводе всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ и разоружение всех незаконных групп.

Под иностранными войсками Украина понимает регулярную российскую армию. При этом полностью игнорируются слова генсека ОБСЕ Ламберто Заньера, заявившего, что у него нет доказательств присутствия российских военнослужащих в Донбассе и что представители ОБСЕ не видели, чтобы вооружение пересекало российскую границу.

Смысл обвинения России в военном присутствии в ДНР вполне очевиден. Украина всячески стремится не проводить конституционную реформу, которая предоставила бы особый статус Донбассу. Украинцы мотивируют это тем, что особый статус Донбасса запустит механизм развала страны. По-моему, Украина разваливается как раз из-за отсутствия особого статуса Донбасса, но украинское политическое руководство не видит этого в упор. Более того, оно пытается разделить нормы децентрализации и особенности местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые объединены в одну поправку в конституции Украины. За децентрализацию голосовать хотят, а за особый статус принципиально не желают, что явно противоречит Минским соглашениям.

Это вызывает тревогу у партнеров России по «нормандской четверке». Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер дает понять Украине, что от Минских соглашений отступать нельзя. «До тех пор, – заявил немецкий министр иностранных дел, – пока все стороны конфликта придерживаются, как и прежде, Минских договоренностей, мы должны использовать все возможности, чтобы шаг за шагом продвинуться вперед. Даже несмотря на то, что часто движение идет по миллиметрам».

Однако в МИД Украины официально заявили, что «автономия Донбасса станет путем к федерализации Украины. К этому Россия и стремится. Это будет легитимизация российского протектората в Донбассе», – заявил Павел Климкин. Хочу согласиться с министром иностранных дел Украины в части «к этому стремится Россия», но напомнить, что эта фраза касается предоставления особого статуса Донбассу, а именно безукоризненного выполнения Минских договоренностей. Возможно, глава украинского МИД намекает на то, что Киеву не стоит выполнять некоторые пункты только потому, что этого хочет Москва, тем более в той последовательности, о которой регулярно напоминают представители Донбасса в Трехсторонней контактной группе.

Напомню официальному Киеву о том, что выполнения Минских договоренностей хотят и Франция, и Германия. Более того, Комплекс мер по выполнению Минских соглашений был одобрен Советом Безопасности ООН. И последовательность выполнения также прописана именно в этом злополучном для украинских правителей документе.

И не исключено, что вопрос об особом статусе Донбасса Народным Республикам придется обсуждать уже с новым руководством Украины…

Мирослав Руденко, депутат Народного Совета ДНР
Официальный сайт Народного Совета ДНР

Print Friendly
Ошибка в тексте