enru

Ольга Макеева прокомментировала Закон ДНР «О свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»

На последнем пленарном заседании весенней сессии Народного Совета ДНР, состоявшемся 24 июня 2016 года, во втором чтении был принят Закон «О свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Вице-спикер  парламента ДНР Ольга Макеева в своем комметарии пресс-службе Народного Совета рассказала о подготовке законопроекта ко второму чтению и о том, какие изменения были внесены профильным комитетом в ходе работы над законопроектом.

«При подготовке законопроекта ко второму чтению была проделана комплексная и детальная работа при участии Комитета Народного Совета по делам общественных объединений и религиозных организаций, Аппарата Народного Совета Донецкой Народной Республики, Администрации Главы Донецкой Народной Республики, Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, Министерства доходов и сборов, а также представителей религиозных организаций. В рамках работы над законопроектом был проведен ряд заседаний в формате круглого стола, открытых заседаний с привлечением представителей традиционных религиозных конфессий, на которых обсуждались вопросы религиозной жизни Республики, а также отдельные положения законопроекта», – отметила вице-спикер.

Отдельно Ольга Макеева прокомментировала ряд моментов, которые были учтены и доработаны в законопроекте при его подготовке ко второму чтению.

«Была конкретизирована и адаптирована процедура учета, регистрации и контроля деятельности религиозных объединений. В этом ключе особо хотелось бы подчеркнуть мониторинг деятельности религиозных групп, которые могут действовать только после постановки на учет в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики. Также был доработан порядок регистрации религиозных организаций с учетом практических аспектов ее осуществления. В свою очередь, в целях противодействия экстремистской, террористической и сектантской деятельности были ужесточены меры контроля в части проведения плановых и внеплановых проверок, подачи отчетности религиозными организациями, в том числе получивших денежные средства и иное имущество от иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций.

Важнейшим элементом обеспечения мер безопасности граждан и государства выступают профилактические мероприятия, направленные на предотвращение и выявление противоправных действий, в том числе экстремистского толка. В данном случае речь идет о мероприятиях, предшествующих процедуре государственной регистрации: проверке уставных документов религиозной организации; определение соответствия сведений о вероучении религиозной организации, ее фактической деятельности; установление запретов для лиц и организаций, признанных в судебном порядке экстремистскими или террористическими.

Немаловажным аспектом в разрезе профилактических мер выступает проведение религиоведческой экспертизы на предмет определения группы или организации в качестве религиозной, а также соответствия сведений об основах вероучения, содержащихся в учредительных документах группы (организации) и соответствующей ему практики. Данная экспертиза будет проводиться Экспертным советом при Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, в который войдут представители Комитета Народного Совета по делам общественных объединений и религиозных организаций, Администрации Главы ДНР, Министерства культуры, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Министерства государственной безопасности, Министерства образования и науки, Генеральной прокуратуры, специалисты вузов. Также в рамках работы Экспертного совета могут привлекаться представители духовенства и иные компетентные в данной сфере лица.

Кроме того, были включены и проработаны термины «религиозная деятельность», «конфессиональные нормы» с целью упрощения порядка определения объединений в качестве религиозных как для органов регистрации (а также Экспертного совета), так и для правоохранительных органов и суда при установлении критериев соответствия правомерной или неправомерной деятельности.

Были внесены поправки юридико-технического и лингвостилистического характера, что впоследствии способствует более четкому восприятию юридического смысла документа и предотвращению возникновения двусмысленности и неясности трактовки его положений», – сообщила заместитель Председателя Народного Совета ДНР.

Ольга Макеева рассказала о том, по каким причинам было изменено название проекта Закона в ходе работы над ним.

«Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что название законопроекта (первоначальное название законопроекта: «О свободе совести и о религиозных объединениях» – прим.ред.) и отдельные юридические конструкции претерпели изменения, поскольку формулировка «свобода совести» может толковаться неоднозначно. Данная конструкция была позаимствована из западноевропейской практики при определении «права человека на свободу веры и вероисповедания», однако в результате возникал ряд противоречий в ее применении, в том числе в части использования «двойных стандартов», что в конечном итоге привело к атомизации общества, потере своих исторических связей и забвению моральных принципов и традиций.

В связи с тем, что отличительной чертой православного человека выступает трепетное и почтительное отношение к своей памяти и истории, для нас западные псевдоценности чужды и неприемлемы. Поэтому, ко второму чтению было предложено окончательное название – Закон Донецкой Народной Республики “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях”», – сообщила вице-спикер парламента ДНР.

В заключение своего комментария заместитель Председателя Народного Совета ДНР отметила высокую степень гармонизации закона о свободе вероисповедания с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

«Хотелось бы подчеркнуть, что положения данного Закона гармонизированы с нормами действующего законодательства как с точки зрения их юридического смысла, так и практической реализации. Из законопроекта вытекает ряд подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение религиоведческой экспертизы, деятельность Экспертного совета, взимание регистрационного сбора, подача отчетности, а также иные формальности при государственной регистрации религиозных объединений. В свою очередь, данное обстоятельство не исключает возможности последующей доработки Закона в ходе его апробации и применения его отдельных положений», – резюмировала Ольга Макеева.

Print Friendly, PDF & Email
Ошибка в тексте