ruen

Рекомендации по итогам парламентских слушаний о статусе украинского языка в Донецкой Народной Республике

В пятницу, 6 ноября 2015 года, в Народном Совете ДНР состоялись парламентские слушания на тему «Украинский язык как второй государственный: актуальность, проблемы и целесообразность». Председатель Народного Совета ДНР Денис Пушилин зачитал текст Рекомендаций.

Установление статуса языка является одним из основополагающих принципов конституционного строя. Часть первая статьи 10 Конституции Донецкой Народной Республики закрепляет за украинским языком статус государственного наравне с русским языком.

Решение Верховного Совета Донецкой Народной Республики о наделении украинского языка статусом государственного было обусловлено рядом объективных причин, отвечало конкретным историческим обстоятельствам и политической ситуации. Так, при определении основ государственности депутаты руководствовались принципом преемственности и стремились сохранить богатство украинского культурно-исторического наследия и вместе с тем избежать тех ошибочных решений в области языковой политики, которые были допущены руководством государства Украина в последние годы. Таким образом, закрепление за украинским языком статуса государственного было оправданным и верным шагом на конкретном историческом этапе развития Донецкой Народной Республики. Вместе с тем, необходимо признать, что данное решение было обусловлено в первую очередь политическими соображениями, утратившими свою актуальность.

В настоящее время на первый план выходят задачи экономического и культурного развития Донецкой Народной Республики, укрепления ее государственности, создания равных условий для проявления культурного многообразия всеми национальностями и этническими группами, проживающими на территории государства. В этих условиях вопрос о государственных языках приобретает особую важность, а подходы в его решении нуждаются в переосмыслении.

Существует мнение о нецелесообразности сохранения за украинским языком статуса государственного. Эксперты, высказывающие данное мнение, руководствуются рядом соображений. Так, ими приводится отрицательный пример нескольких волн так называемой украинизации, которая проводилась в XX веке в восточных областях Украины без учета мнения населения, проживавшего на данной территории. Таким образом, результаты в сфере языковой политики, достигнутые вследствие реализации политически мотивированных решений, трудно признать успешными. Особого внимания в этой связи заслушивает тот факт, что попытки осуществить украинизацию юго-восточных регионов Украины насильственным путем были одинаково безуспешны в социалистическую эпоху, в период гитлеровской оккупации, а равно в относительно недавние годы существования независимого Украинского государства.

Парламентские слушания еще раз подтвердили необходимость устранить двойственность в решении языкового вопроса, поскольку данная проблема всегда являлась предметом политических спекуляций в период выборов на Украине и вызывает среди значительной части населения Донецкой Народной Республики негативные ассоциации.

Вооруженная агрессия со стороны Украины и гибель тысяч соотечественников в боях за независимость Донецкой Народной Республики, обстрелы мирного населения, политика экономической блокады, целенаправленно осуществляемая киевскими властями, также не способствуют популяризации украинского языка и украинской культуры среди населения Республики. Это приводит к практически полному вытеснению украинского языка из сферы делового общения и официального документооборота. Вместе с этим отмечается устойчивое снижение интереса к изучению украинского языка в средних и высших учебных заведениях, снижение спроса на печатные издания на украинском языке. Есть все основания полагать, что вышеуказанные тенденции сохранятся, и уже в ближайшее время мы столкнемся с рядом проблем в сфере занятости, связанных с переквалификацией и трудоустройством лиц, профессиональная деятельность которых связана с преподаванием, изучением и использованием украинского языка.

Уже сейчас в условиях режима жесткой экономии средств Республиканского бюджета Совет Министров Донецкой Народной Республики вынужден изыскивать дополнительные средства на разработку и реализацию целевых программ, направленных на поддержание статуса украинского языка как второго государственного.

Парламентские слушания еще раз подтвердили важность сохранения богатой культуры украинского народа, создания условий для ее свободного развития и приумножения. Вместе с тем в силу приведенных выше обстоятельств участники отмечают своевременность, необходимость и целесообразность учета мнения населения Донецкой Народной Республики при решении вопроса о сохранении за украинским языком статуса государственного.

По итогам обсуждения участники парламентских слушаний Народного Совета рекомендуют:

Главе Донецкой Народной Республики рассмотреть необходимость внесения в Конституцию и действующее законодательство Донецкой Народной Республики изменений, связанных с решением вопроса согласно теме парламентских слушаний.

Совету Министров Донецкой Народной Республики на основе комплексного научного анализа использования украинского языка на территории Донецкой Народной Республики и с учетом апробированного зарубежного опыта дать объективную оценку состоянию вопроса. Внести в Народный Совет предложения о правовом и организационном решении вопроса о целесообразности сохранения за украинским языком статуса государственного, в том числе в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Народному Совету Донецкой Народной Республики

  1. Рассмотреть целесообразность инициирования проведения опроса общественного мнения по вопросу внесения изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики в части сохранения за украинским языком статуса государственного. Рекомендовать депутатам Народного Совета в процессе работы с избирателями организовать их опрос по данной теме и обеспечить систематизацию его результатов.
  2. Рассмотреть вопрос о целесообразности создания парламентской библиотеки для хранения материалов слушаний в целях их систематизации и популяризации.
  3. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок проведения парламентских слушаний в части установления процедуры проведения закрытых парламентских слушаний.

Средствам массовой информации довести до населения Донецкой Народной Республики и зарубежной общественности вопросы, обсужденные на парламентских слушаниях. Обеспечить привлечение общественности к обсуждению вопроса о статусе украинского языка, способствовать широкому и свободному освещению волеизъявления населения Донецкой Народной Республики по вопросу украинского языка как государственного.

Настоящие Рекомендации парламентских слушаний могут быть использованы субъектами законодательной инициативы Донецкой Народной Республики при работе над проектами законов, а также иных нормативных правовых актов, касающихся регулирования рассмотренных выше вопросов.

Приветствуется использование Рекомендаций парламентских слушаний в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе юридических и учебных заведений иного профессионального профиля при преподавании курсов дисциплин, имеющих отношение к обсужденным проблемам.

Председатель Народного Совета
Донецкой Народной Республики
Д. В. Пушилин

г. Донецк,
6 ноября 2015 года

Print Friendly
Ошибка в тексте