ruen

Решения Контактной группы направлены на минимизацию жертв и разрушений, установление абсолютного перемирия – Денис Пушилин

Я горжусь своим народом, не испугавшимся неизвестности и взявшим на себя ответственность за свою землю 11 мая 2014 года. Тогда мы все были полны желания действовать, менять свою жизнь, мы говорили красивыми фразами и высокими лозунгами. Сегодня на смену этим призывам пришло время рутинной работы по их выполнению.

Каждый день, принимая то или иное решение, создавая законы, восстанавливая экономику, развивая и поддерживая работу общественных организаций и гуманитарных миссий, во главу угла мы ставим интересы нашего государства и народа. То же самое касается и исполнения Минских договоренностей.

Я знаю, сколько критики и недовольства вызывает само это словосочетание. Но я также знаю, сколько беды и горя может принести срыв «Минска-2». Учитывая безопасность Республики и ее граждан, информация о ходе переговорного процесса  является закрытой. Мы не можем выдавать наших целей и планов, раскрывать смысла многих наших шагов и позиций даже собственному народу, дабы ими не воспользовался противник. Но я постараюсь донести до каждого гражданина важность тех процессов, которые происходят. Потому что в одиночку, без поддержки и доверия каждого гражданина, построить сильное государство и отстоять интересы народа будет очень и очень сложно.

Первая сложность в понимании выполнения Минских соглашений – это то, что многие о них слышали, но мало кто читал их текст. Как и мало кто знает, сколько сил было потрачено на то, чтобы склонить Украину к подписанию именно этого текста, и какой значительной была эта победа. Тогда, в феврале 2015 года, Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко провели в минском Дворце независимости 16-часовые переговоры, результатом которых стал Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. И основной победой этого документа стала формулировка о необходимости согласования всех законов и решений с представителями ДНР и ЛНР. Именно эта позиция и сегодня не дает Украине покоя.

Второй нюанс – стороны конфликта. Согласно подписанному документу сторонами конфликта являются Украина  и  ДНР/ЛНР. Российская Федерация и ОБСЕ являются посредниками в урегулировании конфликта. Из чего следует, что обвинения многих украинских, да и западных политиков в адрес России о невыполнении ею Минских соглашений абсолютно не логичны. Пункты соглашения должны выполнять стороны конфликта, а координаторы – следить за ходом выполнения.

Что касается самого документа, то он преследует 4 основные цели: решение политических, экономических, гуманитарных вопросов и вопросов безопасности.

Безопасность

Первый пункт Комплекса мер предписывает полное и незамедлительное прекращение огня, то есть заключение так называемого перемирия и соблюдения «режима тишины». К сожалению, о несоблюдении этого режима знает каждый житель Донецкой Народной Республики. Только за прошедшие сутки украинские военные 698 раз нарушили режим прекращения огня. При этом противник продолжает использовать запрещенную договоренностями артиллерию, обстреливая  территорию Республики.

Согласно принятым Контактной группой решениям, вся техника крупного калибра должна быть отведена в места хранения. Эти пункты Комплекса мер и решения Контактной группы направлены на минимизацию жертв и разрушений, установление абсолютного перемирия, однако ни одно из этих решений Украиной не было реализовано.

Нашими переговорщиками было предложено ввести ответственность сторон за нарушение режима прекращения огня. На наш взгляд, только жесткие меры, применяемые к обеим сторонам конфликта, могут сдержать стрельбу.

Особым стилем украинских военных стало занятие «серых зон». В некоторых местах расстояние между позициями сторон не превышает 100 метров. В таких условиях накаленность ситуации становится особенно высокой. Обсуждаемый последние месяцы подгруппой по безопасности документ о разведении сторон мог бы снять напряжение в таких горячих точках. Но и здесь украинская сторона максимально затягивает процесс, внося в документ пункты, заведомо неприемлемые для нас.

Политика

Одна из самых важных и сложных подгрупп – подгруппа по политическим вопросам. Именно эти пункты должны быть согласованы с представителями Народных Республик. Именно от их реализации во многом зависит мирное урегулирование конфликта.

Закон «Об особом статусе Донбасса» с обязательным закреплением изменений в теле конституции Украины позволяет Украине одновременно сохранять свою территориальную целостность, но при этом не ущемлять стремления народа на самоопределение. Выполнение этого пункта делает Украину фактически конфедеративным государством, в котором регионы имеют право на собственное мнение, вектор развития, самостоятельность. Сегодняшней украинской власти ни этот закон, ни этот пункт не нужны.

Закон о выборах преследует цель проведения честных и прозрачных выборов согласно международным стандартам и нормам БДИПЧ ОБСЕ.

Интересный нюанс: в свое время нормы БДИПЧ ОБСЕ по проведению выборов были построены западными партнерами таким образом, чтобы максимально децентрализовать власть в государстве, в котором эти выборы происходят. Это все было направлено против стран постсоветского пространства и Российской Федерации в частности. Сегодня же проведение выборов согласно нормам БДИПЧ ОБСЕ позволит достичь децентрализации, при этом отнимет у Украины любые аргументы в несостоятельности таких стандартов, ведь это западные стандарты. Таким образом, этот инструмент теперь играет на нашей стороне.

Но, к сожалению, Украина и здесь максимально затягивает процесс. За время работы политической подгруппы нами были переданы четыре варианта модальностей проведения выборов. Координатором подгруппы Пьером Морелем подготовлено и предоставлено к обсуждению 13 или 14 вариантов. И только Украина не предоставила ни одного варианта модальностей проведения выборов, ни разу не предоставила письменной позиции стороны по этому вопросу. Единственное, что заявляет украинская сторона, так это несогласие с любыми предложениями. Более того, от согласованных ранее позиций сегодня украинские представители также отказываются.

Закон об амнистии уже был принят Верховной радой Украины в октябре 2014 года, но так и не был подписан ни председателем Верховной рады, ни украинским президентом и фактически не вступил в силу. Не важно, как звучит название этого закона, важно, что он стал бы основанием для выполнения пункта об обмене «всех на всех», помиловании лиц, которым уже вынесены приговоры, и отсутствия преследования в дальнейшем. Но для принятия такого решения украинской власти нужна политическая воля, а этого ни у президента, ни у парламента нет.

Гуманитарные вопросы

Пункт Комплекса мер предусматривает обмен пленными по формуле «всех на всех». Обмены 2 на 2, 20 на 10, 50 на 25 – все это было жестом доброй воли. Мы демонстрировали готовность к реализации этого пункта, показывали, что не питаем ненависти к украинскому народу, но презираем людей, пришедших к власти незаконным образом. Однако солдаты, которых мы возвращали матерям, вновь брали в руки оружие.

Сегодня в ДНР чуть более 40 пленных украинских солдат. Украиной же подтверждено более 600 наших ребят. И это только официальная информация. Мы не знаем, скольких граждан доблестная СБУ заключила в тюрьмы только за лояльность и сочувствие нашему положению, за посты в социальных сетях и неугодное мнение. Учитывая все это, наша позиция сегодня тверда и неизменна – только выполнение пункта 5 Комплекса мер, только обмен «всех на всех».

Экономика

Восстановление социально-экономических связей, работы банковской системы, выплат пенсий и иных социальных пособий – таково предписание Комплекса мер. К сожалению, этот пункт может выполнить только сама Украина. Ни мы в одностороннем порядке, ни Россия, ни ОБСЕ не могут открыть в Донецке или Луганске украинский банк или заставить Пенсионный фонд Украины выплачивать жителям Донбасса положенную им пенсию. Ответственность за невыполнение этого пункта целиком и полностью лежит на Украине.

В заключение хотел бы отметить: своими террористическими действиями в отношении Донбасса и Крыма, недальновидной внешней и внутренней политикой украинская власть уже достаточно сильно себя дискредитировала, показав и нам, и всему миру собственную недоговороспособность, несостоятельность и несубъектность в приятии решений.

Сегодня нам остается лишь ждать пока очередного неверного решения украинского правительства – или лопнувшее терпение простых украинцев окончательно уничтожит единую Украину как государство…

Денис Пушилин, Председатель Народного Совета ДНР,
постоянный полномочный представитель ДНР в Трехсторонней контактной группе на мирных переговорах в Минске

Print Friendly, PDF & Email
Ошибка в тексте