ruen

Участники парламентских слушаний составили рекомендации по проекту Закона о трансплантации

По итогам парламентских слушаний на тему «О концепции проекта Закона Донецкой Народной Республики №206-Д «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» участники обсуждения представили свои рекомендации.

Вопросы донорства органов и их трансплантации занимают особое место в системе оказания медицинской помощи по всему миру. Трансплантация признается эффективным способом лечения необратимых заболеваний и повреждений жизненно-важных органов человека, и ее применение зачастую является единственным радикальным способом спасения человеческой жизни.

Заслушав выступления депутатов Народного Совета, представителей республиканских органов исполнительной власти, руководителей учреждений здравоохранения, участники парламентских слушаний отмечают актуальность и социальную значимость проблематики, связанной с трансплантацией органов.

Основополагающие принципы Всемирной организации здравоохранения по трансплантации органов заложены в рассматриваемом законопроекте «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» и заключаются в следующем:

1) трансплантация представляется как официальный метод лечения;

2) живым донором для пациента может быть только родственник, предусмотрена соответствующая защита донора;

3) регламентировано посмертное донорство, критерием смерти является смерть мозга;

4) купля-продажа органов запрещена;

5) трансплантационная деятельность может осуществляться только в аккредитованных учреждениях государственной и коммунальной формы собственности.

Участники слушаний обращают внимание, что отдельные нормы рассматриваемого законопроекта противоречат действующему Закону Донецкой Народной Республики «О здравоохранении».

Противоречие заключается в различных моделях регулирования процедуры получения согласия на изъятие органов от умерших людей.

Законопроектом «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» определена концепция «информированного согласия», согласно которой органы после смерти можно изъять только в случае прижизненного согласия на это самого человека либо согласия родственников после его смерти.

Вторая модель, так называемая «презумпция согласия», закреплена на законодательном уровне и отражена в Законе Донецкой Народной Республики «О здравоохранении». Указанный принцип означает согласие каждого гражданина на посмертное донорство своих органов и тканей, если он при жизни (или его родственники) не выразил свое несогласие на изъятие его органов и тканей.

В ходе слушаний были приведены аргументы в поддержку той или иной концепции. Аргументация сводится к следующему.

По мнению сторонников презумпции «информированного согласия», именно данный принцип отвечает требованиям соблюдения прав человека и является механизмом, препятствующим криминализации данной сферы здравоохранения. Основным аргументом указанного принципа является защита фундаментального права индивидуума на самоопределение и автономию. Вместе с тем подход, основанный на информированном согласии донора (или его родственников), создает этические и моральные проблемы для медицинских работников и ставит врачей перед трудной в психологическом отношении обязанностью обращения к родственникам умершего в тяжелое для них время потери близкого. 

По мнению специалистов в области трансплантологии, другая модель, закрепленная в действующем законодательстве Донецкой Народной Республики, – принцип «презумпции согласия», является более эффективным, то есть более соответствует целям и интересам клинической трансплантации, способствует развитию трансплантологии, дает возможность получения большого количества органов для трансплантации и тем самым позволяет сохранить жизнь многим людям, которые прежде были обречены на смерть или инвалидность. Вместе с тем, как справедливо было отмечено, население должно быть информировано о своей возможности зафиксировать несогласие, но механизм отказа в настоящее время не урегулирован должным образом, тем самым граждане не могут его использовать, что расценивается как нарушение прав человека на отказ от использования его органов после смерти.

Международная законодательная практика в данном вопросе заключается в следующем.

Правовые вопросы об изъятии трупных органов решаются по-разному в различных странах. В Российской Федерации, как и в большинстве других стран (Беларусь, Франция, Италия, Испания и др.), для изъятия органов у трупа законодательно закреплена «презумпция согласия». В США, Великобритании, Дании, Швеции, Украины определена презумпция «информированного согласия» на посмертное донорство. Для сравнения, в настоящее время доступность трансплантации в России в 5 раз выше, чем в Украине, а Белоруссии – в 10 раз выше, чем в Украине. По мнению специалистов, основная причина такой существенной разницы в показателях кроется именно в презумпции «информированного согласия» на посмертную трансплантацию органов, которая действует в Украине. 

Безусловно, развитие данного направления медицины нельзя рассматривать только с этой точки зрения. Участниками слушаний неоднократно подчеркивалось, что развитие трансплантологии возможно только в условиях положительного общественного мнения, признающего безусловность гуманистических ценностей по всему кругу вопросов практики трансплантации органов. Для этого необходима правильно выстроенная разъяснительная работа с нашими гражданами, доступное разъяснение, зачем это нужно, а также правовая защищенность и максимально понятная процедура волеизъявления.

Следует констатировать, что огромную роль в формировании общественного мнения о трансплантации органов играют средства массовой информации, которые чаще всего отражают негативную информацию по данной теме. В результате, это укрепляет стереотипные представления населения о криминальной деятельности врачей и злоупотреблениях в неоказании должной медицинской помощи и распространенности «черных рынков» органов, а также неверных представлений о последствиях пересадки органов, как для донора, так и для реципиента. Скандалы вокруг системы донорства и пересадки органов приводят к отрицательной информированности и снижению доверия населения.

Для формирования позитивного общественного отношения к посмертному донорству необходимо создание соответствующего информационного поля, направленного на повышение осведомленности о подобных возможностях, пояснение данного вида лечения.

В ходе слушаний были озвучены замечания и предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в области трансплантологии, включающего:

1) определение и закрепление источников и механизмов финансового обеспечения трансплантации;

2) внедрение системы учета (реестра) доноров, прижизненных доноров, доноров посмертных, базы реципиентов, а также прижизненных отказов от изъятия органов после смерти в целях трансплантации;

3) определение порядка по выражению волеизъявления на отказ от посмертного донорства.

По итогам обсуждения участники парламентских слушаний Народного Совета рекомендуют

Комитету Народного Совета по здравоохранению, охране материнства и детства:

  1. На основе обобщения выступлений, прозвучавших на парламентских слушаниях, углубленного анализа замечаний и предложений, поступивших в профильный Комитет от республиканских органов исполнительной власти, специалистов в области трансплантологии, сформировать предложения по доработке законопроекта «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» ко второму чтению.
  2. При рассмотрении поправок ко второму чтению на законопроект «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» обратить внимание на необходимость рекомендации к принятию поправок, обеспечивающих решение следующих вопросов:

1) приведение статьи 16 законопроекта «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» в соответствие со статьей 38 Закона Донецкой Народной Республики «О здравоохранении»;

2) дополнение нормами, определяющими четкий порядок по выражению отказа от посмертного донорства.

Министерству здравоохранения Донецкой Народной Республики:

  1. Совместно с Комитетом Народного Совета по здравоохранению, охране материнства и детства разработать механизм по выражению волеизъявления на отказ от посмертного донорства, которое должно сопровождаться одновременным выполнением следующих условий:

а) обеспечение права на отказ (обеспечение информированности об этом населения);

б) форма выражения волеизъявления должна содержать в себе понятный порядок фиксации своего решения, прав и возможностей (ограничений) по выражению волеизъявления и последствий;

в) каждый гражданин должен иметь возможность изменить свое волеизъявление;

г) каждому гражданину должна быть обеспечена гарантия конфиденциальности его волеизъявления в случае, если он не намерен раскрывать своего решения.

  1. Рассмотреть вопрос о возможности создания и функционирования государственных закрытых электронных баз (реестров) прижизненных доноров, доноров посмертных, базы реципиентов, а также прижизненных отказов от изъятия органов после смерти в целях трансплантации.
  2. Во всех учреждениях здравоохранения ввести требования об обязательном информационном просвещении населения об эффективности такого метода лечения, как трансплантация.

Совету Министров Донецкой Народной Республики:

  1. Рассмотреть вопрос о корректировке объемов и источников доходов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, за счет которых предполагается обеспечить осуществление государством новых и существующих расходных обязательств, в случае принятия Закона Донецкой Народной Республики «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку».
  2. Совместно с Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики и Министерством информации Донецкой Народной Республики организовать проведение информационно-разъяснительной работы с населением, направленной на формирование положительного общественного мнения к трансплантации органов.

Официальный сайт Народного Совета ДНР

Print Friendly
Ошибка в тексте