ruen

В профильном комитете предложили сформировать системный подход к процессу подготовки юристов нового поколения

Вчера, 19 февраля 2016 года, состоялось очередное заседание Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. В ходе заседания был поднят вопрос о практическом применении  своих знаний молодыми юристами. Председатель профильного комитета Сергей Рубин поделился своим мнением с пресс-службой Народного Совета о возможности формирования системного подхода к процессу подготовки юристов нового поколения.

«Рудольф фон Иеринг в своем труде «Юридическая техника» отметил, что юристу ничего не должно быть более известно, чем способ, так как именно он и создает юриста.

Формирование системного подхода к процессу подготовки юристов предполагает постоянное переплетение теоретических знаний и профессиональных компетенций.

Одно лишь знание правовых норм не является гарантией качественного практического применения правовых предписаний на практике: будущие специалисты в области права должны обладать рядом других качеств, таких как мышление на перспективу, моральные принципы, культура поведения, профессиональная этика, гуманизм, терпимость, антикоррупционная устойчивость и ряд других.

Для большинства работодателей имеет значение наличие у юриста таких практических навыков как умение толковать и применять на практике нормативные правовые акты, юридически правильно квалифицировать факты и события, составлять документы правового характера, давать правовые заключения и консультации, принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством, устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности за них, осуществлять меры по восстановлению нарушенных прав и многие другие.

К сожалению, современное юридическое образование преимущественно ориентировано на получение студентами только правовых знаний, то есть совокупности теоретических представлений о государстве, праве, законодательстве, правоотношениях, а также практических знаний о содержании законов и других нормативных правовых актов, этапов судебного процесса.

Большинство из приведенных умений и навыков юриста приобретаются на практике. Прежде всего, это касается умения быстро и правильно ориентироваться в реальных правовых ситуациях, составлять документы правового характера, давать юридические консультации.

Профессиональные компетенции в области юриспруденции представляют собой совокупность способностей, юридических знаний, умений, навыков, сформировавшихся на основе правового опыта и позволяющих лицу выступать субъектом юридической деятельности.

Правовой опыт приобретается в процессе практической деятельности, но работодатель, взявший на работу молодого юриста, обоснованно полагает, что для выполнения порученных им заданий работник уже владеет профессиональными навыками. Но, как показывает практика, не каждый выпускник высшего учебного заведения в начале своей деятельности способен правильно оценить конфликтную или спорную ситуацию, найти и использовать нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, и подготовить необходимый комплект документов правового характера.

Причиной этого является то, что студентов-юристов не обучают профессиональной юридической деятельности, а рассказывают о ней. А это не одно и то же. У выпускника в голове есть много сведений относительно того, что написано в законах и учебниках, но при этом он не умеет решать профессиональные юридические задачи, правильно и быстро оценивать спорные ситуации, готовить документы правового характера, что называется «с нуля», так как не на все спорные ситуации можно найти в интернете готовые образцы. Молодые юристы должны понимать, что не каждый размещенный в общедоступных правовых системах документ при его воспроизведении и предоставлении в компетентный орган, например, в суд, будет принят и повлечет за собой принятие для работодателя положительного решения. Тем более что в настоящее время законодательная база молодой Республики находится в стадии формирования, и, соответственно, найти готовые рецепты для проблемных юридических ситуаций возможно лишь опираясь на собственные профессиональные знания и навыки.

В ситуации динамичного социально-экономического развития государства одним из ответов системы образования на запрос работодателей является идея компетентностно-ориентированного образования.

Решение проблемы недостаточной квалификации и низкого уровня профессиональных компетенций в сфере высшего юридического образования требует пересмотра. Применение новых форм и методов обучения будет обуславливать необходимость разработки и апробирования модели формирования профессиональных компетенций будущих юристов с использованием практических тренингов, на которых практикующие юристы путем проведения учебных деловых игр обучат молодых коллег подготовке исков, ходатайств, заявлений и других документов, подаваемых в суд в процессе рассмотрения дел.

Внедрение практики применения моделирования судебных заседаний предоставит каждому желающему возможность попробовать себя в роли судьи, прокурора, адвоката или просто стороны по делу – истца или ответчика. При этом ситуации будут прорабатываться реальные и актуальные для современного уровня развития общества.

Практические тренинги являются эффективным средством формирования профессиональных компетенций будущих юристов как в процессе получения высшего профессионального образования, так и в процессе профессиональной переподготовки юристов. Игровое моделирование правоотношений на досудебном и судебном этапах разбирательства уголовного или гражданского дела, овладение юридической техникой подготовки документов правового характера и многое другое позволят ускорить формирование у молодых юристов профессиональных компетенций.

Портфолио карьерного продвижения представляет собой пакет документов, отражающих все достижения студента, как академические (учебные), так и личные (практические). Это достаточно хорошо зарекомендовавшая себя в мире технология планирования профессиональной карьеры. В портфолио входит резюме, диплом, документы, подтверждающие прохождение практических тренингов, специализированных семинаров по основной области профессиональной деятельности и связанных с ней областей знаний, включая дополнительную специализацию, рекомендации ведущих преподавателей учебных заведений и тренингов, а также рекомендации руководителей производственной практики. Подобное портфолио поможет выпускнику юридического высшего учебного заведения подтвердить свою профессиональную компетентность на начальном этапе поиска работы. В дальнейшем периодическое повышение профессиональной квалификации на практических тренингах поможет молодому юристу лучше ориентироваться в условиях изменяющегося законодательства и растущих требований работодателей», ─ рассказал депутат Народного Совета ДНР Сергей Рубин.

Print Friendly, PDF & Email
Ошибка в тексте