ruen

Закон ДНР о МГБ

Назад

ЗАКОН ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«О Министерстве государственной безопасности»

№ 02-IHC от 12.12.2014

Настоящий Закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Министерство государственной безопасности

Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики (далее МГБ ДНР) является государственным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Донецкой Народной Республики, охраны Государственной границы и осуществляющийв пределах своих полномочий решения задач по обеспечению безопасности Донецкой Народной Республики.

Руководство МГБ ДНР осуществляет Глава Донецкой Народной Республики. Управление МГБ ДНР осуществляется руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный орган исполнительной власти и его территориальные органы.

Руководитель органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Главой Донецкой Народной Республики.

Статья 2. Органы Министерства государственной безопасности

К органам МГБ ДНР относятся:

  • Центральный аппарат в области обеспечения безопасности;
  • управления (отделы) органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по районам Донецкой Народной Республики (территориальные органы безопасности);
  • управления (отделы) органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (военная контрразведка);
  • управления (отделы, отряды) органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);
  • иные управления (отделы) органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов Министерства государственной безопасности (иные органы безопасности);
  • авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации (далее — военно-медицинские организации), военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Министерства государственной безопасности.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов Министерства государственной безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

Создание органов Министерства государственной безопасности, не предусмотренных настоящим Законом, не допускается.

Статья 3. Система органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности

Орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов МГБ ДНР.

Статья 4. Правовая основа деятельности Министерства государственной безопасности

Правовую основу деятельности МГБ ДНР составляют Конституция Донецкой Народной Республики, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики.

Деятельность МГБ ДНР осуществляется также в соответствии с международными договорами Донецкой Народной Республики.

Статья 5. Принципы деятельности Министерства государственной безопасности

Деятельность МГБ ДНР осуществляется на основе следующих принципов:

  • законности;

  • уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

  • гуманизма;

  • защиты государственных интересов Донецкой Народной Республики;

  • единства системы органов МГБ ДНР, а также централизации управления ими;

  • конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности Министерства государственной безопасности

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении МГБ ДНР своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.

Лицо, полагающее, что органами МГБ ДНР, либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган МГБ ДНР, прокуратуру или суд.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики получать разъяснения и информацию от органов МГБ ДНР в случае ограничения своих прав и свобод.

Полученные в процессе деятельности органов МГБ ДНР сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные причинить вред его законным интересам, не могут сообщаться органами МГБ ДНР кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законами.

В случае нарушения сотрудниками органов МГБ ДНР прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа МГБ ДНР, прокурор или суд обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Донецкой Народной Республики.

Должностные лица органов МГБ ДНР, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 7. Защита сведений о Министерстве государственной безопасности

Сведения о военнослужащих, государственных гражданских служащих (сотрудниках), работниках органов МГБ ДНР, лицах, уволенных из органов МГБ ДНР, гражданах, поступающих на военную службу по контракту или на работу в органы МГБ ДНР, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, могут передаваться органами МГБ ДНР другим государственным органам, иным организациям и гражданам только в случаях, предусмотренных законодательством. В остальных случаях указанные сведения могут передаваться на основании решения руководителя органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченного им должностного лица.

Физические лица допускаются к сведениям об органах МГБ ДНР, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики о государственной и иной охраняемой законом тайне, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики.

Физическим лицам может быть отказано в доступе к сведениям об органах МГБ ДНР, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, по основаниям, предусмотренным законодательством Донецкой Народной Республики о государственной и иной охраняемой законом тайне, либо по соображениям собственной безопасности органов МГБ ДНР.

Физические лица допускаются к участию в контрразведывательной деятельности, борьбе с терроризмом, экстремизмом и преступностью, разведывательной деятельности, пограничной деятельности и деятельности по обеспечению информационной безопасности, осуществляемой органами Министерства государственной безопасности (далее — оперативно-служебная деятельность), и (или) к материалам, полученным в результате осуществления такой деятельности, в порядке, определяемом руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Документы и материалы, содержащие сведения о военнослужащих, государственных гражданских служащих, работниках органов МГБ ДНР, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления органами МГБ ДНР оперативно-служебной деятельности, подлежат хранению в органах МГБ ДНР.

Материалы архивов МГБ ДНР, представляющие историческую, научную ценность и рассекречиваемые в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, передаются на хранение в архивы органа исполнительной власти в области архивного дела, либо остаются в архиве МГБ ДНР в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 8. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Министерства государственной безопасности

Имущество органов МГБ ДНР (в том числе здания, сооружения, оборудование), созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет средств государственного бюджета и иных средств, являются государственной собственностью.

Обеспечение деятельности МГБ ДНР, включая материально-техническое, финансовое обеспечение и создание обеспечивающей инфраструктуры, является расходным обязательством Донецкой Народной Республики.

Органы МГБ ДНР без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие, принятое на вооружение органов МГБ ДНР, а также другое служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему.

Продажа, передача, вывоз с территории Донецкой Народной Республики и ввоз на территорию Донецкой Народной Республики средств вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, которые могут использоваться органами МГБ ДНР, осуществляются органами МГБ ДНР в порядке, утверждаемом Главой Донецкой Народной Республики.

Нормы обеспечения основными образцами (системами, комплексами) вооружения, военной и специальной техники, нормы расхода моторесурсов и горючего, а также порядок принятия на вооружение, приобретения, учета, хранения, выдачи, ремонта и списания образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, порядок подготовки органов МГБ ДНР к действиям, связанным с применением образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, устанавливаются руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности порядком и нормами материально-технического обеспечения органов МГБ ДНР.

Строительство, реконструкция или предоставление объектов, предназначенных для расквартирования органов МГБ ДНР, осуществляются в соответствии с порядком и нормами, установленными Главой Донецкой Народной Республики для военнослужащих Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики (с учетом особенностей, определяемых руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности), за счет средств государственного бюджета, а также средств организаций, по инициативе которых осуществляется строительство или реконструкция указанных объектов.

Органы МГБ ДНР могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Главой Донецкой Народной Республики.

Предприятия, учреждения и организации, созданные или создаваемые для обеспечения деятельности МГБ ДНР, осуществляют свою деятельность без лицензирования и приватизации не подлежат.

Органы МГБ ДНР вправе принимать в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики во владение и в пользование от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан Донецкой Народной Республики транспортные средства и иное имущество, необходимые для выполнения задач, возложенных на указанные органы законодательством. Порядок использования указанного имущества определяется руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Земля и природные ресурсы используются органами МГБ ДНР в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики. Органы МГБ ДНР освобождаются от всех форм платы за использование природных ресурсов.

 

Глава II. Основные направления деятельности органов Министерства государственной безопасности

Статья 9. Направления деятельности органов Министерства государственной безопасности

Деятельность органов МГБ ДНР осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;

  • разведывательная деятельность;

  • противодействие терроризму и экстремизму;

  • борьба с преступностью;

  • пограничная деятельность;

  • обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов МГБ ДНР определяются законодательством.

Статья 10. Контрразведывательная деятельность

Контрразведывательная деятельность — деятельность, осуществляемая органами МГБ ДНР и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье — органы контрразведки), а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Донецкой Народной Республики.

Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:

  1. наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Донецкой Народной Республики;

  1. необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Донецкой Народной Республики;

  1. необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

  1. необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам Министерства государственной безопасности на конфиденциальной основе;

  1. необходимость обеспечения собственной безопасности;

  1. запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Донецкой Народной Республики.

В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок проведения контрразведывательных мероприятий устанавливается нормативно-правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих право граждан на неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных законом.

Контрразведывательные мероприятия, ограничивающие указанные в настоящей статье конституционные права граждан, санкционируются уполномоченным прокурором.

Решение прокурора о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах контрразведки.

Результаты контрразведывательных мероприятий могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Статья 11. Противодействие терроризму и экстремизму

Противодействие терроризму и экстремизму — деятельность, осуществляемая органами МГБ ДНР и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье — органы по борьбе с терроризмом и экстремизмом), а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основаниями для проведения мероприятий по борьбе с терроризмом, экстремизмом являются:

  1. необходимость пресечения террористического акта;

  1. необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;

  1. необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

  2. необходимость выявления и пресечения деятельности направленной на подрыв безопасности Донецкой Народной Республики, создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

В борьбе с терроризмом и экстремизмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом, экстремизмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Органы по борьбе с терроризмом и экстремизмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Проведение мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается по согласованию с уполномоченным прокурором, и на основании мотивированного постановления руководителя органа по борьбе с терроризмом и экстремизмом или его заместителя.

Решения прокурора о допустимости проведения мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом и экстремизмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничивать использование сетей связи и средств связи. Орган по борьбе с терроризмом, экстремизмом в течение 24 часов с момента ограничения права граждан на неприкосновенность жилища или с момента приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничения использования сетей связи и средств связи обязан уведомить об этом прокурора.

Результаты мероприятий по борьбе с терроризмом, экстремизмом могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Подразделения специального назначения органов МГБ ДНР по решению Главы Донецкой Народной Республики могут использоваться против находящихся за пределами территории Донецкой Народной Республики террористов, экстремистов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Донецкой Народной Республики.

Статья 12. Борьба с преступностью

Органы МГБ ДНР в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Донецкой Народной Республики, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Донецкой Народной Республики.

На органы МГБ ДНР законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов МГБ ДНР в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики, а также настоящим Законом.

Статья 13. Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки Министерства государственной безопасности в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

Порядок взаимодействия органа внешней разведки, органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности с другими органами внешней разведки Донецкой Народной Республики определяется законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами.

Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 14. Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются:

защита и охрана Государственной границы Донецкой Народной Республики в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы Донецкой Народной Республики, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы Донецкой Народной Республики, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Донецкой Народной Республики;

защита и охрана экономических и иных законных интересов Донецкой Народной Республики в пределах приграничной территории, а также исключительной экономической зоны Донецкой Народной Республики.

Статья 15. Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов МГБ ДНР, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу шифрованной информации, в Донецкой Народной Республике и ее учреждениях, находящихся за пределами Донецкой Народной Республики.

 

Глава III. Полномочия органов Министерства государственной безопасности

Статья 16. Обязанности органов Министерства государственной безопасности

Органы Министерства государственной безопасности обязаны:

  1. информировать Главу Донецкой Народной Республики и по его поручению другие государственные органы о ситуации в стране, внешних и внутренних угрозах безопасности Донецкой Народной Республики;

  1. выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Донецкой Народной Республики;

  1. добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Донецкой Народной Республики, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

  1. осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Донецкой Народной Республики;

  1. выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

  2. выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел, которые отнесены законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности;

  3. выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма и экстремизма;

  4. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Донецкой Народной Республики;

  5. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

  6. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

  7. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность органов государственной власти;

  8. организовывать и обеспечивать безопасность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Донецкой Народной Республики и в пределах своих полномочий в ее учреждениях, находящихся за пределами Донецкой Народной Республики;

  9. участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

  10. проводить во взаимодействии с органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Донецкой Народной Республики за ее пределами;

  11. осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны государственной границы Донецкой Народной Республики, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Донецкой Народной Республики в пределах приграничной территории;

  12. обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Донецкой Народной Республики;

  13. участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Донецкой Народной Республики общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

  14. осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Донецкой Народной Республики радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Донецкой Народной Республики, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

  15. участвовать в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Донецкой Народной Республики и выхода из него, въезда на территорию Донецкой Народной Республики и выезда за ее пределы граждан Донецкой Народной Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Донецкой Народной Республики;

  16. поддерживать мобилизационную готовность органов Министерства государственной безопасности;

  17. обеспечивать и (или) осуществлять профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование.

Статья 17. Права органов Министерства государственной безопасности

Органы Министерства государственной безопасности имеют право:

  1. устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
  2. использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом;
  3. проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Донецкой Народной Республики, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Донецкой Народной Республики, и в иных случаях, предусмотренных законом;
  4. осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;

  5. использовать подразделения специального назначения органов Министерства государственной безопасности и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов Министерства государственной безопасности, а также физическую силу против находящихся за пределами территории Донецкой Народной Республики террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Донецкой Народной Республики;

  6. осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Донецкой Народной Республики, а также в преступные группы;

  7. осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории Донецкой Народной Республики, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Донецкой Народной Республики и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи путем использования радиоэлектронных средств и методов;

  8. осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности;

  9. составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях,вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности;

  1. объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности;

  2. осуществлять шифровальные работы в органах Министерства государственной безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Донецкой Народной Республики, находящихся за ее пределами);

  3. использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях — негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Донецкой Народной Республики;

  4. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Донецкой Народной Республики освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы Министерства государственной безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;

  5. использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Донецкой Народной Республики, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и судовождения;

  6. в случае, когда промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, без решения суда беспрепятственно проникать в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния. Обо всех таких случаях проникновения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы Министерства государственной безопасности уведомляют прокурора в течение суток;

  7. производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, экстремизма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органы Министерства государственной безопасности принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности;

  8. временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;

  9. проверять у лиц документы, удостоверяющие их личность, осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административных правонарушений или преступлений, производство либо дознание или предварительное следствие по которым отнесено законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности, а также досмотр транспортных средств и находящихся в них грузов при подозрении, что они используются в целях совершения указанных административных правонарушений или преступлений. Перечень должностных лиц органов Министерства государственной безопасности, уполномоченных на осуществление личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и находящихся в них грузов, определяется руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

  1. осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особо режимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;

  2. вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Донецкой Народной Республики, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности;

  3. получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы Министерства государственной безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда законами установлен запрет на передачу такой информации органам Министерства государственной безопасности;

  4. участвовать и в случае необходимости организовывать проведение ревизий и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности;

  5. обеспечивать безопасность и охрану физических лиц, а также особо важных, промышленных и иных объектов, имеющих значение для государственной безопасности Донецкой Народной Республики;

  6. создавать в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы Министерства государственной безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

  7. создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы Министерства государственной безопасности;

  8. проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

  9. осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов Министерства государственной безопасности и порядке, установленном нормативными правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Донецкой Народной Республики;

  10. направлять официальных представителей, советников и специалистов органов Министерства государственной безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

  11. осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами Министерства государственной безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

  12. самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы Министерства государственной безопасности из числа граждан Донецкой Народной Республики в порядке, определяемом руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

  13. разрешать сотрудникам органов Министерства государственной безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;

  1. использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов Министерства государственной безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;

  2. использовать для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима государственной границы Донецкой Народной Республики принадлежащие им транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, при наличии на наружных поверхностях указанных транспортных средств специальных цветографических схем;

  3. проводить научные исследования проблем безопасности Донецкой Народной Республики;

  4. оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

  5. осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для иных государственных органов, специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов Министерства государственной безопасности;

  6. осуществлять в соответствии со своей компетенцией регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, а также в области предоставления услуг по шифрованию информации в Донецкой Народной Республики, выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;

  7. осуществлять государственный контроль за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу информации с использованием шифров, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории Донецкой Народной Республики и в ее учреждениях, находящихся за пределами Донецкой Народной Республики, а также в соответствии со своей компетенцией контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;

  1. участвовать в определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа, предназначенных для использования в учреждениях Донецкой Народной Республики, находящихся за ее пределами;

  2. обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) и технических средствах, предназначенных для использования в органах государственной власти;

  3. получать биологический материал и осуществлять обработку геномной информации по преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности.

Реализовывать иные права, предоставляемые законодательством органам Министерства государственной безопасности.

Использование органами Министерства государственной безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных законами, не допускается.

Статья 18. Применение органами Министерства государственной безопасности мер профилактики

К мерам профилактики, применяемым органами Министерства государственной безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Донецкой Народной Республики, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности.

При наличии достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов Министерства государственной безопасности и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Донецкой Народной Республики, органами Министерства государственной безопасности вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Донецкой Народной Республики.

В целях предупреждения совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности, при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о действиях физического лица, создающих условия для совершения указанных преступлений, и при отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности органы Министерства государственной безопасности, предварительно уведомив об этом прокурора, могут объявлять этому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения таких преступлений.

Руководитель органа Министерства государственной безопасности или его заместитель, уполномоченные объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности, в течение десяти дней после проверки полученных сведений о совершении физическим лицом указанных действий принимает решение об объявлении данному лицу официального предостережения. Не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного решения официальное предостережение направляется (вручается) физическому лицу.

Порядок внесения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Донецкой Народной Республики, порядок объявления официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности, включая порядок его направления (вручения), форма официального предостережения, а также перечни категорий руководителей органов Министерства государственной безопасности и их заместителей, уполномоченных вносить представление и объявлять официальное предостережение, устанавливаются нормативными правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Донецкой Народной Республики, и официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Донецкой Народной Республики к ведению органов Министерства государственной безопасности, могут быть обжалованы в суд и органы, указанные в статье 6 настоящего Закона.

Статья 19. Применение оружия, специальных средств и физической силы

Сотрудникам органов Министерства государственной безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств.

Они имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Статья 20. Взаимодействие с иными учреждениями

Органы Министерства государственной безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Органы Министерства государственной безопасности могут использовать возможности других сил обеспечения безопасности Донецкой Народной Республики в порядке, установленном законами и нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики.

Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие органам Министерства государственной безопасности в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.

Физические и юридические лица в Донецкой Народной Республики, предоставляющие услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов Министерства государственной безопасности включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами Министерства государственной безопасности.

В целях решения задач обеспечения безопасности Донецкой Народной Республики военнослужащие органов Министерства государственной безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности с согласия их руководителей в порядке, установленном Главой Донецкой Народной Республики, с оставлением их на военной службе.

Взаимодействие органов Министерства государственной безопасности со специальными службами, с правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств устанавливается на основании международных договоров Донецкой Народной Республики.

 

Глава IV. Силы и средства органов Министерства государственной безопасности

Статья 21. Сотрудники органов Министерства государственной безопасности

Органы Министерства государственной безопасности комплектуются (в том числе на конкурсной основе) военнослужащими, государственными гражданскими служащими и работниками (далее также — военнослужащие и гражданский персонал). Военнослужащие органов Министерства государственной безопасности, проходящие службу по контракту, а также государственные гражданские служащие органов МГБ ДНР и работники органов МГБ ДНР, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов Министерства государственной безопасности.

Сотрудником органов МГБ ДНР может быть гражданин Донецкой Народной Республики, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника органов Министерства государственной безопасности, устанавливаются руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами.

Граждане Донецкой Народной Республики не могут быть приняты на службу или на работу в органы Министерства государственной безопасности, а военнослужащие и гражданский персонал органов Министерства государственной безопасности могут быть уволены со службы или с работы по основаниям, предусмотренным законодательством Донецкой Народной Республики, либо в случае:

  1. отказа от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, процедуры проверки или оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, обязательного опроса с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, обязательного обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ;
  2. наличия судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной, если в отношении их прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
  3. непредставления документов или сведений, подлежащих обязательному представлению в соответствии с нормативно-правовыми актами Донецкой Народной Республики и нормативно-правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо представления подложных документов или заведомо ложных сведений;

В данных случаях военнослужащие и гражданский персонал органов Министерства государственной безопасности могут быть уволены со службы или с работы в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Несоответствие лица одному из указанных в части второй настоящей статьи требований, касающихся его личных и профессиональных качеств, возраста, образования, состояния здоровья, или иным требованиям, установленным настоящим Законом, служит основанием для отказа в приеме или переводе его на военную службу по контракту, на государственную гражданскую службу или на работу в органы Министерства государственной безопасности, а также для расторжения с ним соответственно контракта или трудового соглашения.

Сведения об основании для отказа в приеме на службу или работу в органы Министерства государственной безопасности представляются гражданину с учетом законодательства Донецкой Народной Республики о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Граждане Донецкой Народной Республики, поступающие на военную службу по контракту, на государственную гражданскую службу или на работу в органы Министерства государственной безопасности, проходят проверку в целях определения их пригодности к службе или работе в органах Министерства государственной безопасности, в том числе посредством проведения психофизиологического исследования в порядке, установленном руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

С гражданами Донецкой Народной Республики, являющимися высококвалифицированными специалистами, достигшими возраста 40 лет, может быть заключен первый контракт о прохождении военной службы, с достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, — новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 22. Служба в органах Министерства государственной безопасности

Военнослужащие органов Министерства государственной безопасности проходят службу в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о прохождении военной службы с учетом установленных настоящим Законом особенностей, обусловленных спецификой исполняемых ими обязанностей. При осуществлении оперативно-служебной деятельности сотрудники органов Министерства государственной безопасности подчиняются только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или распоряжения, противоречащих закону, сотрудник органов Министерства государственной безопасности должен руководствоваться законом.

Сотрудники органов Министерства государственной безопасности в своей служебной деятельности обязаны соблюдать кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов Министерства государственной безопасности, утверждаемый руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. За нарушение положений указанного кодекса сотрудники органов Министерства государственной безопасности несут ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Численность военнослужащих и гражданского персонала органов Министерства государственной безопасности устанавливается Главой Донецкой Народной Республики.

Полномочия должностных лиц органов Министерства государственной безопасности на утверждение должностных регламентов, применение поощрений и дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им военнослужащих, а также на присвоение воинских званий, назначение и увольнение военнослужащих (за исключением военнослужащих, замещающих должности высшего офицерского состава) устанавливаются руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

С военнослужащими органов Министерства государственной безопасности, являющимися высококвалифицированными специалистами и достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, могут быть заключены контракты о прохождении военной службы на период до достижения ими 65-летнего возраста в порядке, определяемом руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Военнослужащим и гражданскому персоналу органов Министерства государственной безопасности запрещается самостоятельно или через доверенных лиц принимать участие в управлении организациями (за исключением участия в управлении некоммерческой организацией на безвозмездной основе, если это обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности, либо участия в общем собрании членов некоммерческой организации), заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности.Сотрудникам органов Министерства государственной безопасности запрещается совмещать военную службу в органах Министерства государственной безопасности (государственную гражданскую службу или работу в органах Министерства государственной безопасности) с иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности, за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики и (или) необходимо для решения задач оперативно-служебной деятельности.

Статья 23. Меры обеспечения собственной безопасности органов Министерства государственной безопасности

Граждане Донецкой Народной Республики, поступающие на военную службу, на государственную гражданскую службу или на работу в органы Министерства государственной безопасности, военнослужащие и гражданский персонал органов Министерства государственной безопасности проходят:

  1. психофизиологические исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости, проверку в целях определения их пригодности к службе или к работе в органах Министерства государственной безопасности и соответствия квалификационным требованиям, в том числе обязательный опрос с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде;
  2. процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
  3. проверку, которая связана с обеспечением собственной безопасности органов Министерства государственной безопасности, в том числе с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.

Исследования, тестирования и проверки, указанные в настоящей статье, проводятся в случаях, порядке и сроки, которые определяются руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Согласие граждан Донецкой Народной Республики, поступающих на военную службу, на государственную гражданскую службу или на работу в органы Министерства государственной безопасности, военнослужащих и гражданского персонала органов Министерства государственной безопасности на прохождение в период службы или работы исследований, тестирований и проверок, указанных в настоящей статье, закрепляется соответственно в контракте о прохождении военной службы, трудовом соглашении.

Военнослужащим и гражданскому персоналу органов Министерства государственной безопасности запрещается размещать в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию (в том числе фото-, видеоматериалы и другие материалы) о себе, других сотрудниках органов Министерства государственной безопасности, позволяющую раскрыть ведомственную принадлежность к кадровому составу органов Министерства государственной безопасности, о своей служебной деятельности, деятельности органов Министерства государственной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных нормативно-правовыми актами Донецкой Народной Республики, нормативно-правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Граждане Донецкой Народной Республики, поступающие на военную службу, на государственную гражданскую службу или на работу в органы Министерства государственной безопасности, военнослужащие и гражданский персонал органов Министерства государственной безопасности обязаны представлять в подразделения кадров информацию, относящуюся к обеспечению собственной безопасности органов Министерства государственной безопасности, в соответствии с перечнем в случаях и порядке, которые определяются руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Военнослужащим и гражданскому персоналу органов Министерства государственной безопасности допускается устанавливать контакты с иностранными гражданами в порядке и на условиях, которые определяются руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 24. Правовая защита сотрудников органов Министерства государственной безопасности

Сотрудники органов Министерства государственной безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями органов государственной власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Воспрепятствование исполнению сотрудником органов Министерства государственной безопасности служебных обязанностей, оскорбление, сопротивление, насилие или угроза применения насилия по отношению к нему в связи с исполнением указанным сотрудником служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики.

Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника органов Министерства государственной безопасности и членов его семьи от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

При исполнении сотрудником органов Министерства государственной безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов Министерства государственной безопасности или решения суда.

Сведения о сотрудниках органов Министерства государственной безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных законодательством.

Статья 25. Социальная поддержка сотрудников органов Министерства государственной безопасности

Военнослужащим органов Министерства государственной безопасности из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет может засчитываться стаж их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в порядке, определяемом руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Время выполнения сотрудниками органов Министерства государственной безопасности специальных заданий в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии, присвоения воинского звания и исчисления процентной надбавки за выслугу лет в порядке, утверждаемом Главой Донецкой Народной Республики.

Военнослужащие органов Министерства государственной безопасности при исполнении служебных обязанностей пользуются правом проезда на попутном транспорте (за исключением личного) при предъявлении служебного удостоверения.

Военнослужащие органов Министерства государственной безопасности, обеспечивающие безопасность объектов транспорта, имеют право проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах в пределах обслуживаемых объектов без приобретения проездных документов исключительно при выполнении служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности указанных объектов.

Сотрудникам органов Министерства государственной безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, устанавливаемых Главой Донецкой Народной Республики.

Военнослужащим органов Министерства государственной безопасности установка телефонов по месту жительства осуществляется по действующим тарифам в срок, не превышающий одного года со дня подачи заявления.

Время нахождения военнослужащих органов Министерства государственной безопасности на излечении в связи с полученными ими при исполнении служебных обязанностей ранениями, контузиями или увечьями не ограничивается только при наличии неоспоримых данных о возможности восстановления способности к несению военной службы.

Гражданский персонал органов Министерства государственной безопасности имеет право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях органов Министерства государственной безопасности, осуществляемую за счет средств, выделяемых из бюджета на содержание органов Министерства государственной безопасности.

Статья 26. Лица, содействующие органам Министерства государственной безопасности

Органы Министерства государственной безопасности могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы Министерства государственной безопасности обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Полномочия внештатного сотрудника органов Министерства государственной безопасности определяются нормативными правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Лица, оказывающие содействие органам Министерства государственной безопасности, имеют право:

  1. заключать контракт с органами Министерства государственной безопасности о конфиденциальном сотрудничестве;
  2. получать от сотрудников органов Министерства государственной безопасности разъяснения своих задач, обязанностей и прав;

  3. использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;

  4. получать вознаграждение;

  5. получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия органам Министерства государственной безопасности.

Лица, оказывающие содействие органам Министерства государственной безопасности, обязаны:

  1. соблюдать условия заключаемого с органами Министерства государственной безопасности контракта или договоренности о сотрудничестве;

  1. выполнять поручения органов Министерства государственной безопасности, направленные на осуществление возложенных на них обязанностей;

  2. не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации;

  3. не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам Министерства государственной безопасности.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам Министерства государственной безопасности содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных законами.

Статья 27. Информационное обеспечение органов Министерства государственной безопасности

Для осуществления своей деятельности органы Министерства государственной безопасности могут без лицензирования разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Наличие в информационных системах сведений о физических и юридических лицах не является основанием для принятия органами Министерства государственной безопасности мер, ограничивающих права указанных лиц.

Порядок учета и использования информации о совершенных правонарушениях, затрагивающих вопросы обеспечения безопасности Донецкой Народной Республики, а также сведений о разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Донецкой Народной Республики, устанавливается нормативными правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

 

Глава V. Контроль и надзор за деятельностью органов Министерства государственной безопасности

Статья 28. Контроль за деятельностью органов Министерства государственной безопасности

Контроль за деятельностью органов Министерства государственной безопасности осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.

Депутаты Народного Совета Донецкой Народной Республики в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов Министерства государственной безопасности в порядке, определяемом законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 29. Прокурорский надзор

  1. Надзор за исполнением органами Министерства государственной безопасности законов Донецкой Народной Республики осуществляют Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики и уполномоченные им прокуроры, в пределах полномочий, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.

  1. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам Министерства государственной безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов Министерства государственной безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.

 

Глава VI. Заключительные положения

Статья 30. Вступление настоящего закона в силу

Настоящие закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Назад                                                                                      Скачать

Print Friendly
Ошибка в тексте