Доклад Алексея Половяна об итогах работы Министерства экономического развития за 2018 год

Сегодня, 15 февраля, согласно повестке пленарного заседания, парламентарии заслушали доклад министра экономического развития Алексея Половяна о деятельности возглавляемого им ведомства в 2018 году.

Работа Министерства в 2018 году была направлена на восстановление экономики, формирование стабильных и предсказуемых экономических условий для бизнеса, что обеспечивает надежную основу для восстановления экономического роста.

В структуре экономики в 2018 году наибольший удельный вес приходился на перерабатывающую промышленность (около 40%), 29% – на оптовую и розничную торговлю, 18% – на поставку электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха, 6% – на добывающую промышленность, 2% – на транспорт, складское хозяйство, почтовую и курьерскую деятельность. Следует отметить, что в общем объеме реализации продукции всех отраслей экономики промышленность занимает 63,4%.

Промышленные предприятия в 2018 году реализовали продукции (товаров, услуг) в действующих ценах на 47,1% больше, чем в 2017 году. Данные изменения в основном обусловлены значительным ростом металлургического производства, доля которого в общем объеме реализации промышленной продукции занимает 37%. Также свой вклад в увеличение объемов реализации внесли электроэнергетика и энергоснабжение, пищевая промышленность, угледобывающая промышленность и коксохимическая промышленность.

В структуре реализованной промышленной продукции в 2018 году:

  • 60% приходилось на продукцию перерабатывающей промышленности;
  • 28% – на предприятия по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха;
  • 10% – на добывающую промышленность и разработку карьеров;
  • 2% – на водоснабжение, канализацию, обращение с отходами.

Доля перерабатывающей промышленности повысилась на 10,2 п.п. – в основном за счет роста доли объемов реализации в металлургическом производстве на 11,2 п.п., снизилась доля добывающей промышленности на 1,1 п.п. и предприятий по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха – на 8,7 п.п.

В общей структуре экономики внутренняя торговля в 2018 году занимала 29%. Объем оптового товарооборота увеличился на 13,8%, объем розничного товарооборота – на 16,8%. В структуре внутреннего товарооборота 40% занимает розничный товарооборот, оптовый – 60%.

Если говорить об эффективности использования трудовых ресурсов, то наблюдается снижение по сравнению с 2017 годом. Так, валовый внутренний продукт в расчете на 1 час отработанного времени всеми работниками снизился на 6,2%, что свидетельствует об экстенсивном характере экономического роста и проблемах с загрузкой производственных мощностей.

Индекс реальной заработной платы (с учетом изменения потребительских цен) составил 107,8%. Средняя заработная плата штатных работников составила 10 892 руб. и увеличилась на 12,3%, в т.ч. в промышленности – рост на 16,9%, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – рост на 16,3%, в строительстве – рост на 3,6%, в сфере оптовой и розничной торговли – рост на 6,9%, в сфере транспорта, складского хозяйство, почтовой и курьерской деятельности – рост на 32,1%.

Положительным трендом в 2018 году является сокращение задолженности по выплате заработной платы в целом по экономике на 5,6%.

Среднесписочная численность штатных работников в 2018 году увеличилась на 0,6%. В промышленности численность возросла на 4,7%. Снижение численности штатных работников в строительстве – на 18,4%, в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов – на 4,8%, в сфере транспорта, складского хозяйства – на 3,3%, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – на 0,7%.

Индекс потребительских цен в 2018 году составил 108,2%. Тогда как индекс цен производителей промышленной продукции за этот период составил 106,2%. Повышение индекса потребительских цен в 2018 году было связанно в основном с изменением валютных курсов, ростом цен на топливо и на некоторые группы продовольственных товаров.

Внешнеторговый оборот продолжает демонстрировать положительную динамику. В 2018 году сохранилась география основных рынков экспорта. Наблюдалась тенденция к снижению отрицательного соотношения между экспортом и импортом товаров.

За 9 месяцев 2018 года предприятиями Республики за счет всех источников финансирования освоено на 36,8% больше капитальных инвестиций, чем за прошлый период. Основная часть инвестиций была направлена в материальные активы. Следует отметить, что по сравнению с 2017 годом удельный вес инвестиций в нематериальные активы вырос на 6,3 п.п. Источниками финансирования в основном выступали сами предприятия и организации (87%), за счет средств республиканского и местных бюджетов финансировалось 7,7% и 2,2% активов соответственно. Капитальных инвестиций иностранных инвесторов освоено на 1,6% больше, чем в 2017 году.

Следует отметить негативные демографические тенденции: с 2015 года численность трудоспособного населения продолжает сокращаться, что связано с трудовой миграцией и кумулятивной убылью населения (спад рождаемости в 1990-е годы).

Что касается деятельности Министерства, то приоритетной задачей в 2018 году было восстановление и наращивание темпов экономического роста Республики.

Среди основных функциональных направлений работы Министерства в 2018 году следует отметить следующие:

  1. Разработка и реализация программных документов, направленных на социально-экономическое развитие.

Среди основных проблемных вопросов, решением которых в 2018 году занималось Министерство по данному направлению, можно выделить:

  • разработка мероприятий, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся в Республике ресурсов;
  • объединение стратегических ориентиров развития не только по административно-территориальным единицам, но и профильным отраслям.

Министерством инициирован и организован процесс разработки программ восстановления и социально-экономического развития городов и районов на 2018 год, основной задачей которого является создание экономических и социальных условий для развития приоритетных целей: новые рабочие места, увеличение поступлений в бюджет, насыщение потребительского рынка Республики товарами собственного производства, улучшение качества жизни граждан.

В течение 2018 года Министерство рассмотрело 8 проектов отраслевых республиканских программ (в сферах АПК, ЖКХ, транспорта, угольной отрасли). При согласовании данных программных документов Министерством был обозначен ряд замечаний. В 2019 году после устранения замечаний эти программы могут быть представлены для дальнейшего обсуждения.

  1. Формирование системы стратегического управления.

Ключевыми событиями 2018 года, реализованными по данному направлению, стали:

  • участие в разработке проекта закона Донецкой Народной Республики «О системе стратегического планирования», принятие которого позволит создать единую систему государственного стратегического планирования на разных уровнях власти;
  • разработка проектов документов «Методические рекомендации по разработке отраслевых программ», «Методические рекомендации по разработке программ социально-экономического развития Республики/АТЕ», «Типовой макет структуры программ», реализация которых позволит обеспечить методологическое единство документов, разработанных в соответствии с Законом ДНР «О Республиканских программах»;
  • разработка и размещение на официальных ресурсах Министерства полных и кратких интерактивных паспортов городов и районов, публикация которых легла в основу формирования единой информационной базы, описывающей стартовые условия развития каждой административно-территориальной единицы.

В продолжение данной работы в 2019 году Министерство будет:

  • инициировать внедрение программ восстановления и социально-экономического развития, разработанных администрациями городов и районов Республики на 2019 год;
  • разрабатывать «Критерии оценки эффективности проекта республиканских программ», что позволит на этапе разработки проекта документа получить объективную, агрегированную оценку эффекта от вложенных государством финансовых ресурсов на реализацию республиканских программ.

Отдельно следует выделить задачу по разработке ключевого документа планирования на республиканском уровне – Программы социально-экономического развития Донецкой Народной Республики на 2019-2024  гг.

  1. Институциональное обеспечение развития экономики.

В 2018 году деятельность Министерства по данному направлению была сконцентрирована на правовых инициативах, направленных на формирование механизмов, способствующих снижению неопределенности ведения бизнеса и росту деловой активности.

Министерством были проанализированы 386 проектов нормативных правовых актов, проведена работа над 56 нормативными правовыми актами, в т. ч. 5 разработаны при участии Министерства и находятся на рассмотрении в Народном Совете Донецкой Народной Республики («О государственном материальном резерве»; «О системе стратегического планирования»; «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве»; «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О защите прав потребителей»; О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности»).

Принято участие в разработке ряда проектов законов Донецкой Народной Республики, необходимых для эффективного функционирования экономики: «О ценах и ценообразовании», «О стандартизации и сертификации», «О зерне и продуктах его переработки», «О промышленной политике», «О продовольственной безопасности», Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики (книга четвертая – в части регистрации торговых марок).

Продолжается совместная работа над проектами законов «О концессиях», «Об иностранных инвестициях» и рядом других.

Предложены проекты: акты Главы Донецкой Народной Республики – 9, акты Совета Министров (Правительства) Донецкой Народной Республики – 20, нормативные правовые акты Министерства – 12.

Данные нормативные правовые акты предусматривают механизмы быстрой адаптации к изменяющейся внешней и внутренней ситуации, а также способствуют эффективному развитию предпринимательской инициативы.

  1. Государственное регулирование экономики.

На сегодняшний день в Республике существует большое количество государственных предприятий, для работы которых отсутствует «единый подход» к предоставлению финансовой отчетности, что не способствует эффективному управлению государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

С целью создания законодательной базы, регулирующей деятельность предприятий государственного сектора, Министерство приступило к определению перечня наиболее приоритетных документов по данному направлению (к примеру, утверждение типового «Финансового плана» и форм отчетности).

Отдельно необходимо остановиться на вопросе, который остро стоит при проведении приемов граждан, – это ценообразование.

Понимая необходимость повышения эффективности регулирования в данном направлении, Министерство экономического развития поддержало инициативу Министерства доходов и сборов и предложило изложить Порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики в новой редакции.

В рамках недопущения установления новых административных барьеров и увеличения нагрузки на бизнес Министерство инициировало снятие с рассмотрения проекта постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики «О государственной регистрации отдельных видов впервые изготавливаемых и предназначенных для реализации на территории Донецкой Народной Республики и (или) впервые ввозимых на территорию Донецкой Народной Республики пищевых продуктов, материалов и изделий», поскольку введение такой процедуры могло привести к необходимости получения очередного обязательного документа, увеличению нагрузки на бизнес и конечной цены товаров.

  1. Государственное регулирование отдельных сфер деятельности.

Одной из актуальных проблем субъектов хозяйствования Республики продолжают оставаться последствия боевых действий.

Работа Межведомственной комиссии под председательством Министерства по установлению льгот и (или) списанию существующей (имеющейся) задолженности по уплате платы за землю направлена на создание благоприятных условий субъектам хозяйствования Республики для восстановления пострадавших объектов инфраструктуры. За 2018 год проведено 12 заседаний, на которых рассмотрено 123 пакета документов: принято 74 положительных решения, 29 заявителям было отказано в связи с несоответствием пакетов документов.

Кроме того, Министерством проведено 10 заседаний по рассмотрению заявлений и документов от соискателей лицензий и лицензиатов по производству, экспорту и импорту дисков для лазерных систем считывания, матриц; выдано 4 лицензии; аннулировано 2 лицензии.

На текущий момент данный вид деятельности утратил свою актуальность, лицензирование является административным барьером, снижающим стимул входа на рынок новых участников из-за увеличения материальных и временных издержек, в связи с чем Министерство инициировало вопрос об исключении данного вида деятельности из положений Закона Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности».

С целью противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров под председательством Министерства проведено 20 заседаний Межведомственной комиссии по выдаче, контролю и продлению срока действия лицензий в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров – приняты решения о выдаче лицензий/переоформлении лицензий (копий) 14 организациям/учреждениям.

Поскольку правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также реализация государственной политики в данной сфере требуют комплексной, системной работы и предполагают постоянный, непрерывный по времени характер, что не может быть обеспечено в рамках формата работы Межведомственной комиссии, Министерство выступило с предложением о создании Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. На текущий момент работа по данному направлению продолжается.

  1. Оптимизация проведения процедур бюджетных закупок.

В течение 2018 года на площадке Министерства проведено 53 заседания Временной межведомственной комиссии по установлению предельно допустимых цен за бюджетные средства, на которых рассмотрено 947 заявок от министерств, ведомств, бюджетных организаций и учреждений. По результатам их рассмотрения Временной межведомственной комиссией установлены предельные цены на 5 366 номенклатурных позиций с последующим включением в Перечень предельно допустимых цен на товары, работы и услуги при закупке за бюджетные средства, который публикуется на официальном сайте Министерства (с возможностью архива).

Министерством проведено 24 круглых стола, 4 практикума на площадке Министерства и 7 выездных обучающих семинаров, посвященных вопросам осуществления закупок за бюджетные средства в Республике.

В рамках образовательной программы «Организация проведения закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства» в 2018 году удостоверения установленного образца получили 935 слушателей курсов. Регистрация проводилась посредством Портала закупок за бюджетные средства Министерства.

Для развития цифровой инфраструктуры Республики Министерством проводилась работа по разработке и запуску в рабочую эксплуатацию электронной торговой площадки и обеспечению ее работы соответствующими нормативными правовыми актами.

  1. Функционирование системы аккредитации.

Проведена работа по формированию Реестра аккредитованных лиц, Реестра аудиторов по аккредитации и Реестра экспертов, технических экспертов, размещаемых на официальном сайте Министерства.

Принято 8 заявлений от юридических лиц, осуществлена проверка и аккредитованы 5 юридических лиц. Выдано 4 аттестата аккредитации.

Министерством разработан нормативный правовой акт, регламентирующий порядок ведения реестра сертификатов соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестра деклараций о соответствии.

В 2019 году Министерство будет инициировать создание республиканского органа по аккредитации (Республиканской службы по аккредитации) как отдельного органа исполнительной власти.

    1. Работа подведомственных Министерству организаций.

 1. Инспекция по защите прав потребителей.

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики является повышение качества жизни населения Республики. В качестве действенного административного механизма правовой защиты потребителей Республики выступает Инспекция по защите прав потребителей.

С целью осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей Инспекцией по защите прав потребителей за 2018 год было проведено 2 656 проверок субъектов хозяйственной деятельности. Инспекцией ведется разъяснительно-просветительская работа среди населения по вопросам защиты прав потребителей:

  • в общественной приемной инспекции проведено 528 устных консультаций, кроме того, предоставлено 436 ответа на письменные запросы потребителей;
  • на официальном сайте Инспекции постоянно актуализируется информация для потребителей – как поступать в случае нарушения их прав в разных отраслях (торговли либо услуг), а также доступны действующие нормативные правовые акты.
  1. Главное управление статистики.

Современное общество испытывает потребность в информационной инфраструктуре, которая должна обеспечить всем заинтересованным субъектам возможность для анализа и оценки ситуации в экономике и социальной сфере Республики. Именно такой структурой и является Главное управление статистики Донецкой Народной Республики.

С учетом периодичности от респондентов было собрано 593,8 тыс. первичных отчетов и других подтверждающих документов и обработано 534,7 тыс. первичных отчетов, выполнено 588 статистических работ. Количество собранных и обработанных первичных отчетов и выполненных статистических работ по сравнению с 2017 годом увеличилось на 2,3%, 0,7% и 4,8% соответственно.

На запросы пользователей о получении статистической информации в 2018 году было подготовлено почти 2 тыс. ответов, более 90% из которых – для органов государственной власти.

Для оценки актуальных направлений социально-экономического состояния Республики, изучения факторов и перспектив развития Главным управлением статистики Донецкой Народной Республики в 2018 году утверждены новые формы государственного статистического наблюдения:

  • отчет о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • обследование деловой активности предприятий;
  • о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в условиях воздействия вредных и опасных факторов.

Для устранения дисбаланса между рынком образовательных услуг и рынком труда Республики разработана форма статистической отчетности, которая позволит оценить дополнительную потребность в кадрах в профессионально-квалификационном разрезе.

В целях совершенствования статистической системы Республики и улучшения качества предоставляемой статистической информации Главным управлением статистики Донецкой Народной Республики разработаны и утверждены 5 методик по формированию и расчету статистических показателей.

  1. Расширение вектора международного позиционирования Республики.

С целью укрепления позиций Республики на международном рынке как перспективного и конкурентоспособного партнера Министерство принимало активное участие в реализации следующих мероприятий:

  1. Оптимизация процедур таможенного регулирования.

Проведена работа по увеличению списка установленных квот на ввоз республиканских товаров в Российскую Федерацию.

С целью ускорения процедуры согласования и выдачи разрешения предприятиям-экспортерам Донецкой Народной Республики Министерством подготовлена схема проведения данного процесса.

Для определения приоритетных экспортоориентированных отраслей Донецкой Народной Республики Министерством проведена работа по определению возможностей и перспектив импортозамещения в Республике. Результаты проведенного анализа позволяют определить приоритетный список импортозамещающих товаров в Республике.

  1. Определение направлений межведомственного сотрудничества Донецкой Народной Республики с Луганской Народной Республикой.

С целью укрепления дружественных связей и сотрудничества между Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой в городе Луганске (Луганская Народная Республика) 7 сентября 2018 года заключено Соглашение о намерениях сотрудничества между министерствами экономического развития Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в котором обозначены формы и механизмы сотрудничества.

5 октября 2018 года в Министерстве экономического развития Донецкой Народной Республики была подписана Дорожная карта по межведомственному взаимодействию между министерствами экономического развития Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

  1. Демонстрация потенциала Республики на международных деловых мероприятиях.

25 апреля 2018 года представители Министерства приняли участие в форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки», который проходил на территории ВДНХ в городе Москве, с целью обсуждения актуальных вопросов закупочной деятельности.

8-9 июня 2018 года представители Министерства приняли участие в VII Среднерусском экономическом форуме «На пути к экономике знаний» и в XVIII Межрегиональной универсальной оптово-розничной ярмарке «Курская Коренская ярмарка – 2018».

12 октября 2018 года представители Министерства посетили Девятый абхазо-российский деловой форум и приняли участие в пленарном заседании «Абхазия – Россия: 10 лет интенсивного сотрудничества, текущие достижения и новые горизонты».

  1. Формирование комфортной предпринимательской среды и инвестиционного климата.

С целью оптимизации информационной поддержки малого и среднего предпринимательства на инвестиционном портале Министерства поддерживается в актуальном состоянии информация о предприятиях Республики, об инвестиционных площадках и предложениях, а также доступны пошаговые инструкции по открытию бизнеса, нормативные правовые акты и другие информационно-аналитические материалы по данному направлению.

Продолжена работа по формированию презентационного кейса о потенциале Республики, в том числе разработка информационного каталога предприятий и продукции, произведенной в Республике.

В течение года Министерством осуществлялась разработка проектов нормативных правовых актов, необходимых для запуска механизмов частного инвестирования, которое должно стать эффективным инструментом привлечения инвестиций.

Стоит отметить, что в процессе применения законодательства были выявлены некоторые узкие места, поэтому в 2019 году Министерство ставит перед собой задачу по внесению предложений с целью существенных изменений в Закон «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве».

Будет продолжена совместная работа над разработкой проектов законов Донецкой Народной Республики «О концессиях», «Об иностранных инвестициях».

Одной из основных задач Министерства в 2019 году является формирование инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства – это платформенные решения информационной поддержки на базе инвестиционного портала и создание совещательного органа по поддержке среднего и малого предпринимательства на базе Министерства.

  1. Цифровизация.

Особое место среди функциональных направлений работы Министерства отведено цифровой повестке – без этой работы движение экономики Республики вперед просто невозможно.

Здесь начатая работа продолжается не первый год и есть положительные результаты. Расширен информационный функционал действующих порталов Министерства:

  • на официальном сайте Министерства опубликованы интерактивные «Паспорта территорий»;
  • на Инвестиционном портале добавлен «Туристический путеводитель Донецкой Народной Республики»;
  • для пользователей Портала закупок за бюджетные средства добавлена справочная информация;
  • внедрен «Каталог предельных цен Online»;
  • подготовлена к запуску в рабочую эксплуатацию электронная торговая площадка.

На тестовой электронной торговой площадке уже зарегистрировались 156 субъектов хозяйственной деятельности. Запуск данного инструмента позволит оптимизировать расходование бюджетных средств, минимизировать влияние человеческого фактора на результат закупок при проведении электронного аукциона, расширить возможность поиска новых поставщиков и исполнителей, увеличить уровень конкуренции.

Одним из ключевых факторов экономического роста являются трудовые ресурсы. Среди успешных проектов Министерства по созданию дополнительных возможностей формирования кадрового потенциала в 2018 году стоит отметить:

  • активизацию молодежной инициативы – проведение конкурса «Олимпиада инициатив», который нацелен на поиск перспективных проектов и талантливых управленцев, – по результатам конкурса 5 человек зачислены в кадровый резерв Министерства;
  • формирование рейтинга лучших практикантов – по итогам прохождения практики и ряда оценочных мероприятий практиканты включаются в молодежный кадровый резерв ведомства;
  • формирование профессиональной идентичности – Министерством для студентов вузов было проведено 2 мероприятия из цикла бинарных лекций «Теория на практике».

В 2019 году Министерством запланирован ряд инициативных мероприятий:

  • «стажерская программа» для сотрудников министерств и ведомств, а также администраций городов/районов Республики, которая будет носить информационно-образовательный характер в сфере разработки и реализации программных документов;
  • проект «Открытое Министерство» для расширения возможностей непосредственного участия гражданского общества в процессах разработки решений, принимаемых Министерством (создание экспертной группы по публичному обсуждению вопросов улучшения инвестиционного климата Республики, Совета по предпринимательству, Совета по экономическому развитию, иных совещательных и консультативных советов);
  • разработка Методического инструментария по внедрению комплексной оценки профессиональной служебной деятельности сотрудников Министерства и подведомственных ему организаций (KPI).

Обозначенные результаты подтверждают, что по всем ключевым направлениям деятельности Министерства осуществляется продвижение, запускаются механизмы, которые объединяют интересы бизнеса и государства.

В сложившихся экономических условиях основные усилия Министерства в рамках своих полномочий в 2019 году будут сконцентрированы на решении задач по следующим направлениям:

  1. Формирование институциональной среды, ориентированной на экономический рост:
  • повышение эффективности управления государственным сектором экономики;
  • формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства;
  • создание условий по улучшению инвестиционного климата.
  1. Повышение сбалансированности производственно-технологического потенциала, создание условий для расширения внутреннего спроса:
  • создание условий для усиления инвестиционной активности, восстановление и развитие собственной базы инвестиционных ресурсов;
  • развитие внутреннего рынка;
  • повышение уровня продовольственной безопасности;
  • повышение экономической самостоятельности и ответственности административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики и субъектов хозяйственной деятельности.
  1. Развитие человеческого капитала:
  • формирование системного подхода к решению задачи восполнения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах;
  • содействие инвестированию в науку;
  • использование инструмента государственно-частного партнерства для модернизации коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры.

Информация предоставлена пресс-службой
Министерства
экономического развития Донецкой Народной Республики

Новости по теме