Доклад Андрея Петренко об итогах работы Центрального республиканского банка за 2018 год

Сегодня, 1 марта, согласно повестке пленарного заседания, парламентарии заслушали доклад председателя Центрального республиканского банка ДНР Андрея Петренко о деятельности возглавляемого им ведомства в 2018 году.

Приоритетными направлениями деятельности Центрального республиканского банка в прошедшем году являлись:

  • осуществление денежной и кредитной политик Донецкой Народной Республики;
  • осуществление валютной политики Донецкой Народной Республики;
  • организация бесперебойного приема платежей от населения Донецкой Народной Республики;
  • реорганизация контакт-центра;
  • регулирование деятельности финансовых учреждений на территории Республики;
  • разработка нормативно – правовых актов, регулирующих финансово-банковскую деятельность в Донецкой Народной Республике;
  • развитие системы информационной безопасности;
  • участие в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Денежная и кредитная политики

Денежная и кредитная политики Центрального республиканского банка представляет собой комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредитования, направленный на обеспечение финансовой стабильности экономики Республики.

В рамках реализации мероприятий по увеличению безналичных расчетов в Донецкой Народной Республике Центральный республиканский банк:

  • расширяет инфраструктуру, позволяющую производить операции посредством платежных карт;
  • развивает платежную систему;
  • совершенствует законодательную базу;
  • формирует соответствующую тарифную политику.

В ходе реализации задач кредитной политики Центральным республиканским банком была сформирована рабочая группа, которой разработана дорожная карта по кредитованию. В данной дорожной карте определены основные мероприятия по подготовке и внедрению кредитных операций в Донецкой Народной Республике.

В рамках дорожной карты разработаны и зарегистрированы в Министерстве юстиции Правила предоставления кредитов банковскими учреждениями Донецкой Народной Республики.

Разработаны и находятся в состоянии согласования нормативно-правовые акты Центрального республиканского банка, определяющие порядок и условия предоставления кредитов, анализируются источники их погашения и возможные лимиты кредитования.

В 2017 году Центральным республиканским банком были разработаны Правила получения резидентами кредитов от нерезидентов.

Кроме того, в Донецкой Народной Республике функционируют ломбарды, которые осуществляют кредитование жителей Донецкой Народной Республики.

В части реализации денежной политики в четвертом квартале 2018 года был проведен ряд мероприятий по увеличению объемов расчетов в безналичной форме. В результате значительно улучшилась динамика роста безналичной выплаты на пластиковые карты и к концу года доля безналичных выплат на 7% превысила выплаты через кассу.

Стоит отметить, что потенциал увеличения доли выплат заработной платы посредством безналичных перечислений в Донецкой Народной Республике составляет порядка 44% от общего объема выплат фонда оплаты труда.

За 2018 год процессинговым центром Центрального республиканского банка установлено более 300 POS-терминалов на кассах в магазинах, аптеках, автозаправочных станциях и в местах общественного питания. Всего на конец отчетного периода количество установленных POS-терминалов превысило 1 200 штук, а количество произведенных через них транзакций оплаты товаров и услуг составило почти 1,5 млн штук.

По состоянию на 1 января 2019 года количество действующих (активных) платежных карт Центрального республиканского банка составило порядка 900 тыс. штук, почти половина из них приходится на пенсионные карты.

Кроме того, на конец 2018 года процессинговым центром Центрального республиканского банка:

  • заключено 2 503 договора с предприятиями и учреждениями на обслуживание зарплатных проектов с использованием платежных карт, из них с коммерческими организациями — 556 договоров;
  • заключены 341 договор с предприятиями на предоставление услуг торгового эквайринга (расчеты платежными картами в торговых сетях);
  • установлено и активно функционирует 189 банкоматов.

Разрабатываются новые банковские продукты, услуги для физических и юридических лиц. К примеру, мгновенная платежная карта позволит клиенту в период восстановления утерянной карты пользоваться карточным счетом.

Зачисления денежных средств на карточные счета в 2018 году более чем в 2 раза превышает показатели 2017 года.

Дальнейшее расширение инфраструктуры, позволяющей увеличить безналичные расчеты с использованием платежных карт, возможно при улучшении автоматизации безналичных расчетов.

Ведется работа по увеличению возможности дистанционного управления расчетными счетами клиентов. Подключены к системе «Клиент-Банк» и используют возможность дистанционного управления своими счетами 11 556 клиентов.

Дальнейшее расширение дистанционного управления расчетными счетами клиентов требует улучшения программных комплексов, позволяющих вести обмен расчетными документами в электронном виде. Так же требуется усиление информационной безопасности, которое на сегодня невозможно без создания центра хранения и обработки данных с высокими техническими и информационными характеристиками.

Валютная политика

В соответствии с Положением о Центральном республиканском банке Донецкой Народной Республики в число основных задач и целей деятельности Центрального республиканского банка входит обеспечение реализации основных направлений валютной политики, установление и поддержание условий для функционирования валютного рынка, способствующего последовательному и устойчивому экономическому развитию Республики, а также организация системы валютного регулирования и валютного контроля в Донецкой Народной Республике.

По состоянию на 1 января 2019 года Центральный республиканский банк сопровождает операции и осуществляет валютный контроль по внешнеэкономическим договорам: 1 336 предприятий – импортеров товаров и услуг в Республику и 577 предприятий – экспортеров товаров и услуг за пределы Республики. В сравнении с началом отчетного года количество предприятий-импортеров возросло на 9%. Предприятий-экспортеров – на 12%.

Значительная доля операций по оплате импортных товаров производится в российских рублях – почти 96%, на втором месте доллары США – 3,2%, гривна и евро в расчетах занимают третье и четвертое места соответственно.

Та же тенденция сохраняется и при поступлении оплаты за предметы экспорта. Российский рубль в экспортных расчетах занимает почти 99%, остаток приходится на доллары США.

Наибольший удельный вес в группе товаров и услуг, ввозимых на территорию Донецкой Народной Республики, приходится на руды и шлак, продукты питания и готовые изделия, бензин, дизтопливо, химическую продукцию и уголь.

Основными позициями экспорта являются металлы и изделия из них, уголь, электроэнергия и продукты питания.

Наибольший объем внешнеторгового оборота сформирован с Российской Федерацией, Луганской Народной Республикой, Республикой Южная Осетия и Украиной.

В отчетном году, так же, как и в предыдущие годы, Донецкая Народная Республика сохраняла импортоориентированный торговый баланс, но разница между импортом и экспортом постепенно сокращается, что свидетельствует о положительных тенденциях в экономике.

В настоящее время существует ряд факторов, ограничивающих ведение расчетов по экспортным и импортным операциям. Одним из таких факторов является способность обмена финансовыми электронными сообщениями и автоматизация учета таких расчетов. Создание и использование системы электронных платежей позволит при получении финансового сообщения банка-корреспондента автоматически менять необходимые блоки, что уменьшит время прохождения переводов.

Прием платежей от населения

В настоящее время оплата коммунальных услуг в Донецкой Народной Республике производится в 243 отделениях Центрального республиканского банка, расположенных во всех городах Республики.

По состоянию на 1 января 2019 года банком заключены 672 договора на прием коммунальных и других платежей с предприятиями коммунально-энергетического комплекса и поставщиками иных услуг населению (связь, интернет, домофон и т. д.). Прирост договоров составил 72%.

Непосредственно в системе Коммунального расчетного центра (КРЦ) обслуживаются 137 предприятий коммунальной сферы и еще 529 предприятий получают услуги банка по прямым договорам, почти 1 миллиону абонентов – физических лиц присвоены индивидуальные коды КРЦ.

Прием платежей от населения в пользу поставщиков других услуг осуществляется как в кассах отделений банка, так и с помощью платежных терминалов самообслуживания банка (ПТС), через которые реализована возможность оплаты 112 различных услуг, включая связь, интернет, телевидение, аренду, информационные услуги и пополнение платежных карт.

По состоянию на 1 января 2019 года банком установлено и запущено 201 ПТС.

За отчетный период, по сравнению с 2017 годом, количество ПТС увеличилось почти в два раза.

Всего за 2018 год через ПТС принято от населения 3,4 млн штук различных видов платежей, что почти в три раза превышает показатель 2017 года.

Обработка платежей коммунальных услуг имеет высокую трудоемкость, снижение которой напрямую зависит от улучшения качества периферийных устройств, каналов связи и программного обеспечения, позволяющего обработать массив информации о плательщиках и получателях денежных средств.

Реорганизация контакт-центра

В целях информационного обеспечения и оказания консультационных услуг создан контакт-центр и ведется работа по предоставлению информации о банковских услугах и использовании аппаратных средств при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги посредством сайта Центрального республиканского банка Донецкой Народной Республики. 

В 2018 году внедрено голосовое меню информирования о состоянии выплат на момент запроса, что позволило оптимизировать обработку звонков и снизить время ожидания ответа на линии. Количество принимаемых звонков с вопросами и предоставление информации / консультаций увеличилось в 2 раза по сравнению с прошлым годом и составило 296 558 штук.

Однако стоит отметить и необходимость повышения качества и количества каналов коммуникаций.

Деятельность финансовых учреждений

По состоянию на 1 января 2019 года Центральным республиканским банком внесено в Государственный реестр финансовых учреждений Донецкой Народной Республики:

  • 8 финансовых учреждений и 249 их обособленных подразделений, имеющих право оказывать услуги по обмену наличных валют на территории Республики;
  • 28 финансовых учреждений и 144 их обособленных подразделений, имеющих право оказывать услуги по предоставлению финансовых кредитов физическим лицам за счет собственных денежных средств, под залог имущества и/или имущественных прав на определенный срок и под процент (услуги ломбардов);
  • 1 финансовое учреждение и 1 его обособленное подразделение, имеющие право оказывать услуги по предоставлению финансовых кредитов юридическим и физическим лицам за счет собственных денежных средств, в том числе услуги ломбардов.

В октябре 2018 года Центральным республиканским банком зарегистрирован филиал № 1 коммерческого банка «Международного расчетного банка» (ООО), которому была выдана банковская лицензия и разрешение на право оказания финансовых услуг. Это дает ему право на предоставление в Донецкой Народной Республике банковских услуг по открытию и ведению текущих счетов клиентов, право на выпуск платежных документов, платежных карт и их обслуживание, а также прочие формы обеспечения расчетов.

В рамках начала работы филиалом иностранного банка уже заключен договор с Центральным республиканским банком на инкассаторское обслуживание создаваемой банкоматной сети, открыт корреспондентский счет в Центральном республиканском банке для возможности обслуживания деятельности самого филиала и его клиентов, а также проводится ряд других мероприятий для предоставления клиентам филиала банковских услуг на территории Донецкой Народной Республики.

Специалистами Центрального республиканского банка на постоянной основе проводится мониторинг деятельности банковских и финансовых учреждений.

Осуществляются комплексные и тематические выездные проверки, регулярно проводится консультирование клиентов по вопросам регистрации финансовых учреждений в соответствии с нормативными правовыми документами Центрального республиканского банка.

Так, в течение 2018 года Центральным республиканским банком было проведено:

  • 122 проверки пунктов по обмену наличных валют;
  • 81 проверка ломбардов;
  • 1 проверка финансовой компании.

Центральным Республиканским Банком на протяжении 2018 года было аннулировано свидетельство о регистрации 1 ломбарда в связи с предоставлением им недостоверной информации в документах, предоставленных для внесения информации в Государственный реестр финансовых учреждений, а также по итогам инспектирования аннулирована деятельность 2 обособленных подразделений финансовых учреждений, осуществляющих ломбардную деятельность, и 7 обособленных подразделений финансовых учреждений, оказывающих услуги по обмену наличных валют.

В настоящее время деятельность банковских и финансовых учреждений нуждается в законодательном регулировании, что будет осуществлено при принятии законов «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики» и «О банках и банковской деятельности», а также других законов регулирующих финансовую деятельность, включающую ведение безналичных расчетов.

Нормотворческая деятельность

В 2018 году Центральным республиканским банком был принят 301 нормативный правовой акт, из них:

  • 26 прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Донецкой Республики и внесены в Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики;
  • 174 нормативных правовых документа относятся к внутренней деятельности Центрального республиканского банка Донецкой Народной Республики;
  • 90 актов касаются внесения информации о финансовых учреждениях, их обособленных подразделений в Государственный реестр финансовых учреждений; аннулирования записей в Государственном реестре финансовых учреждений; регистрации платежных систем, операторов платежных систем и банковских платежных агентов;
  • 2 совместных нормативных правовых акта разработаны совместно с органами государственной власти Донецкой Народной Республики;
  • 9 актов о согласовании проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики.

Кроме того, в 2018 году специалисты Центрального республиканского банка принимали активное участие в работе над проектом Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики.

Повышение качества нормотворческой деятельности возможно при условии хорошего взаимодействия с органами нормотворчества, направленного на взаимный обмен информацией и проектами законов. 

Система информационной безопасности

В связи с участившимися случаями кибератак на органы государственной власти и Центральный республиканский банк вопросы информационной безопасности являются одним из приоритетных направлений работы Банка.  

В отчетном периоде зафиксировано:

  • более 4,8 млн попыток внедрения вредоносного кода;
  • более 3,5 тысяч попыток внедрения троянских программ;
  • 23 атаки на отказ в обслуживании, так называемые DDoS-атаки.

Злоумышленники используют DDoS-атаки, посылая множество ложных запросов, с помощью которых пытаются вывести из строя банковское оборудование. Специалистами банка все атаки были выявлены и успешно отражены и на работу сервисов банка не повлияли. ​

В своей работе Центральный республиканский банк использует электронный обмен информацией с клиентами банка.

Для защиты документов от подделки и несанкционированных изменений, а также для подтверждения их подлинности, в Центральном республиканском банке создан Удостоверяющий центр.

Программные комплексы Удостоверяющего центра осуществляют защиту информационных файлов с помощью шифрования и электронной подписи. Электронная подпись позволяет проверить личность отправителя файлов и целостность данных, содержащихся в этих файлах.

По каналам Удостоверяющего центра происходит обмен информацией с министерствами и ведомствами Донецкой Народной Республики, которые стали участниками данного проекта.

Система информационной безопасности требует обеспечения постоянного обновления средств защиты информации.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

В соответствии с Временным положением о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральный республиканский банк является субъектом первичного финансового мониторинга и субъектом государственного финансового мониторинга.

Как субъект первичного финансового мониторинга в 2018 году Центральный республиканский банк:

  • провел идентификацию клиентов (юридических лиц и физических лиц – предпринимателей) с целью установления деловых отношений – 2 613 новых юридических дел;
  • осуществил ежегодное обновление информации о клиентах, с которыми заключены деловые отношения – 5 945 юридических дел;
  • провел выявление, анализ, отбор и направление сведений в уполномоченный орган по операциям, подлежащим обязательному контролю – 13 872.

Как субъектом государственного финансового мониторинга (для финансовых учреждений, а также для юридических лиц, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги (платежные агенты, почтовые учреждения), филиалы иностранных банков – подведомственные субъекты) в 2018 году Центральным республиканским банком:

  • проведено согласование специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля по финансовому мониторингу подведомственных субъектов – 10 человек;
  • предоставлено консультаций устных (в телефонном режиме) и личных встреч по вопросам противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов подведомственных субъектов – 92 шт.;
  • проведено повышение уровня знаний специальных должностных лиц подведомственных субъектов в форме семинара на тему «Осуществление финансового мониторинга в Донецкой Народной Республики». Обучение прошло для 35 специальных должностных лиц подведомственных субъектов;
  • налажено взаимодействие с Миграционной службой Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики по вопросам выявления лиц, использующих при пользовании банковскими услугами недействительные или утраченные документы, числящиеся за умершими.

Факторы, сдерживающие улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение реализации новых задач

В настоящее время существует ряд вопросов, без решения которых дальнейшее улучшение обслуживания предприятий и жителей Донецкой Народной Республики не будут иметь должных темпов. Уже сегодня требуется более качественная автоматизация и обработка информации о финансовых потоках.

Центральным республиканским банком разработана и представлена Главе Донецкой Народной Республики и Правительству Донецкой Народной Республики Концепция оцифровывания финансовых потоков региона.

Основной целью Концепции, является обеспечение обмена электронными платежными документами

Решаемые задачи:

  1. Регулированный обмен межбанковскими электронными расчетными документами;
  2. Взаимодействие с внешними финансовыми организациями (Банк Южной Осетии, Государственный Банк Луганской Народной Республики, филиалы иностранных банков, казначейство);
  3. Прием и обработка электронных сообщений участников финансового рынка;
  4. Клиринг финансовых операций;
  5. Оцифровывание ключевых процессов банковского обслуживания (ведение счетов, расчетные операции, обслуживание кредитных операций и пр.);
  6. Возможность подключения других участников финансового рынка (платежные системы и другие финансовые институты);
  7. Создание единой системы обработки транзакций (процессинговый центр и терминальное оборудование, интернет-платежи, расчетные центры, платежные системы и другие программно-технические комплексы).

Сервис приема и обработки электронных платежей (СЭП) создается для обеспечения единой платформы для автоматизации передачи и обработки сообщений о переводе денежных средств (финансовых сообщений) от разных отправителей денежных средств с целью их доставки различным получателям денежных средств и позволит:

  • обеспечивать подключение банков и их филиалов, которые заключили договора об установлении корреспондентских отношений с Центральным республиканским банком, и исключить множество программных комплексов, которые используются на данный момент для взаимодействия с ними;
  • осуществлять прием платежных поручений от клиентов Центрального республиканского банка – субъектов хозяйствования и физических лиц – и конвертацию таких платежных поручений в платежные поручения Центрального республиканского банка без необходимости ручного набора реквизитов этих платежных поручений;
  • осуществлять прием платежных поручений от банков и филиалов иностранного банка, и конвертацию таких платежных поручений в платежные поручения Центрального республиканского банка без необходимости ручного набора реквизитов этих платежных поручений;
  • осуществлять всесторонний анализ денежных потоков (финансовых потоков).

Информация предоставлена пресс-службой Центрального республиканского банка
Донецкой Народной Республики

Новости по теме