Доклад Евгения Горохова об итогах работы Министерства образования и науки за 2018 год

Сегодня, 22 февраля, согласно повестке пленарного заседания, парламентарии заслушали доклад министра образования и науки ДНР Евгения Горохова о деятельности возглавляемого им ведомства в 2018 году.

На сегодняшний день при Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики функционируют 1 187 образовательных организаций, в которых обучается более 278 тысяч человек.

В минувшем году нам удалось изменить систему организации и проведения государственной итоговой аттестации. Мы ушли от тех структур, деятельность которых в наибольшей степени подвергалась критике родителей. Особенно это касалось мест проведения ГИА. Сегодня месторасположение пунктов проведения экзаменов определено Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. ГИА отныне будет проходить только на территории школы, в которой обучался выпускник. В предыдущие годы это не было определено нормативным правовым актом.

Считаю, что таким образом мы смогли снять психологическое напряжение у выпускников. В Республике, где велика угроза военных действий, нам удалось в определенной мере уменьшить стресс выпускников, ведь во время испытаний дети остаются в привычной для них обстановке.

В этом году контрольные комплексы заданий ГИА прошли апробацию и тем самым подготовлены для проведения экзамена. Аттестация будет проходить с 28 мая по 28 июня 2019 года.

Также Министерством образования и науки решены все вопросы по организации участия школьников Республики в Едином государственном экзамене в Российской Федерации. В августе 2018 года во все школы, отделы и управления образования администраций городов и районов Республики были переданы государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования, которые, с одной стороны, полностью согласованы с аналогичными федеральными образовательными стандартами Российской Федерации, с другой – имеют существенный содержательный региональный компонент.

Большим пробелом в работе Минобрнауки в предыдущие два года было то, что Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования и Республиканский институт последипломного образования инженерно-педагогических работников (в настоящее время – Институт развития профессионального образования) ослабили методическую работу и не выпустили в свет ни одного методического пособия. Поэтому было принято решение о реорганизации их деятельности. Этот шаг, безусловно, уже влияет и на качество аттестации преподавателей, и на оказание помощи педагогам в методическом плане.

Если говорить о ситуации в высшей школе Республики, то стоит отметить, что в этом направлении работа велась значительно активнее. Образовательные стандарты были приняты ранее, шло планомерное сближение в сфере образовательной деятельности с Россией. В этом мы добились больших успехов. Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького прошел аккредитацию в Российской Федерации. Полтора года коллектив готовился к этому важнейшему этапу. В настоящее время представители Донбасской национальной академии строительства и архитектуры приступили к сдаче документов. А буквально через месяц документы на аккредитацию в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзор) предоставит Донецкий университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского. Эти важнейшие результаты, безусловно, указывают на развитие высшей школы Республики.

В высшем и среднем профессиональном образовании мы пошли по пути сближения его с работодателями. В прошлом году наша деятельность была направлена на создание единой системы работы Министерства с закрепленными за высшей школой и средним профессиональным образованием предприятиями, где есть потребность в молодых специалистах.

Нами разработан проект дорожной карты по системному решению проблем трудоустройства выпускников, предполагающей внесение изменений в законодательство ДНР, разработку новых нормативных правовых актов, которые позволят заинтересовать работодателей в приеме выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, а самих выпускников – в трудоустройстве на предприятия. Если проблема госзаказа и распределения будет решена, то исчерпает себя и проблема «выпускников для биржи труда».

Еще одно направление, которому была посвящена деятельность Минобрнауки ДНР в прошедшем году, – это оптимизация работы учреждений высшего и среднего профессионального образования. Проведен мониторинг образовательных организаций ВПО по вопросу реорганизации. По результатам мониторинга оптимальным решением является реорганизация ДонНУ путем присоединения к нему ДонПИ, ДИФКС и Республиканского многопрофильного лицея-интерната при ДонНУ. Таким, образом, планируется 18 образовательных организаций ВПО реорганизовать в 16 путем присоединения.

1 февраля 2019 года состоялось заседание Комиссии по вопросу реорганизации, на котором было принято положительное решение о реорганизации данных образовательных организаций. Это позволит студентам этих вузов получать хорошие знания, которые расширят их возможности в будущем.

Вторая проблема, с которой мы столкнулись и приступили к решению, это оптимизация учреждений среднего профессионального образования. В Республике действуют и дают образование 103 организации СПО, многие из них расположены очень близко территориально и набирают в год по 25–48 студентов.

Если не учитывать частные образовательные учреждения среднего профессионального образования и учебные центры при учреждениях исполнения наказаний, то средняя наполняемость 97 образовательных учреждений среднего профессионального образования составляет 266 студентов, тогда как проектная мощность учебных корпусов превышает 600 человек.

Сейчас в системе среднего профессионального образования:

– 16 (16,5%) ОУ СПО с контингентом до 100 человек;

– 44 (45,4%) ОУ СПО с контингентом от 100 до 200 человек;

– 13 (13,4%) ОУ СПО с контингентом от 200 до 300 человек;

– 7 (7,2%) ОУ СПО с контингентом от 300 до 400 человек;

– 10 (10,3%) ОУ СПО с контингентом от 400 до 500 человек;

– 7 (7,2%) ОУ СПО с контингентом более 500 человек.

Это приводит к непомерно большим затратам при использовании материально-технической базы и ресурсов. Мы теряем средства вместо того, чтобы развивать нашу систему профтехобразования. Такого больше не будет. Сейчас нами проведена соответствующая экспертная работа, и мы приступили к оптимизации работы учреждений СПО путем их объединения.

В рамках развития системы среднего образования мы уделили большое внимание вопросам воспитания и изучения родного края. Изданы учебники истории, отражающие путь развития нашей Республики. И эта работа непрерывна. Так, например, к 31 марта будет издано еще 8 учебников для обучающихся с 5-го по 11-й классы. Таким образом, с 1 сентября учащиеся ДНР будут познавать не только всемирную историю, но и историю нашей Республики на основе современных отечественных учебников.

Очень важное направление нашей работы – это участие образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования в реализации Гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса. В рамках этой работы в 2018 году с подконтрольной Украине территории Донецкой области в вузы ДНР поступили учиться 193 человека, а в учреждения СПО – 100 человек.

 Глубоко убежден, что постоянное взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти – это путь к успеху во всех сферах жизнедеятельности. Министерство образования и науки и дальше готово активно работать с депутатским корпусом. Просим вас, уважаемые коллеги, обратить особое внимание на то, что в Законе «Об образовании» присутствуют недоработки. Докторантура и аспирантура, согласно букве закона, отнесена к дополнительному образованию, а ведь это неправильно. Не принят закон о науке и научно-техническом прогрессе. Но без поддержки науки мы не сможем добиться значимых результатов.

Уверен, что вместе мы многого сможем достичь во имя нашего молодого поколения, которому предстоит сохранить и приумножить все то лучшее, что мы сегодня можем ему дать.

Информация предоставлена пресс-службой
Министерства
образования и науки Донецкой Народной Республики

Новости по теме