Доклад Евгения Лавренова об итогах работы Министерства доходов и сборов за 2018 год

Сегодня, 1 марта, согласно повестке пленарного заседания, парламентарии заслушали доклад министра доходов и сборов ДНР Евгения Лавренова о деятельности возглавляемого им ведомства в 2018 году.

Стабильность финансовой системы государства, включая исполнение социальных обязательств, реализацию государственных программ, направленных на поддержку и развитие экономики, повышение обороноспособности Республики, напрямую зависит от объемов и динамики налоговых поступлений. Подводя итоги работы за 2018 год, хочу отметить эффективную работу налоговой службы Республики по достижению главной цели – пополнению бюджетов различных уровней для реализации основных социальных задач и программ.

Ведомству удалось сохранить положительную динамику налоговых поступлений и обеспечить рекордные за последние 4 года темпы роста. Так, в 2018 году прирост поступлений в бюджет составил 29,1% в сравнении с 2017 годом.

При этом в 2018 году динамика роста поступлений обеспечена по основным бюджетоформирующим налогам и сборам: налог на прибыль – рост составил 21,5%, налог с оборота – 18,7%, упрощенный налог – 13,1%, сбор за перемещение и транспортировку угля – 11,3%.

Одна из главных задач, которая стоит перед Министерством и будет в дальнейшем реализовываться, – это наполнение бюджета не только фискальными мерами, а и за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика. Именно синергетический эффект от внедрения новых подходов в налоговое администрирование позволит добиться таких результатов.

Сегодня основной акцент налоговая служба делает на побуждение налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды и добровольному уточнению налоговых обязательств. В подтверждение этого Главой Республики Д. В. Пушилиным был принят указ об отмене применения штрафных санкций при подаче в конце 2018 года уточненных налоговых деклараций.

Во избежание социальной напряженности и с целью экономической поддержки крупных производителей, в том числе и в рамках социальных проектов, руководством Республики принято решение о списании безнадежной налоговой задолженности 31 субъекту хозяйственной деятельности (Указ Главы Донецкой Народной Республики от 29.12.2018 № 172).

Совершенствование механизмов и разумное сужение сфер государственного присутствия в экономике должны уменьшить проявления коррупции. Данные мероприятия направляются на внедрение системы, позволяющей обеспечивать прозрачность работы ведомства, а также реализовывать принципы законности и единства правовых и организационных основ деятельности Министерства доходов и сборов.

В связи с чем одним из первых моих шагов было проведение ротации и замена руководящего состава Министерства и его территориальных подразделений. В результате реорганизации и оптимизации ликвидировано подразделение финансово-экономической полиции, а также уменьшена общая численность сотрудников на 297 единиц.

Основными принципами действий службы по организации контрольной работы являются мотивация плательщиков к отказу от инструментов минимизации налогов, концентрация контрольных мероприятий по зонам риска и обеспечение качества контрольных мероприятий.

Выбранная стратегия организации контрольной работы, основанная на более качественном планировании, допроверочном анализе финансово-хозяйственной деятельности, использовании внутренних информационных ресурсов и мониторинге информации из внешних источников, позволила планомерно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков и качественно готовиться к проведению контрольных мероприятий и добиться почти 100%-ной результативности выездных проверок. По итогам 2018 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 10%, при этом их результативность выросла в 1,1 раза. То есть снижение фискальной составляющей сопровождается повышением налоговой дисциплины и грамотности плательщиков.

В результате изменения подхода к планированию выездных проверок, точечного отбора объектов для проверки снижается административная нагрузка на бизнес. В 2018 году в сравнении с предыдущими годами количество выездных проверок сократилось на 24,6% при повышении их эффективности.

Все сказанное достигается благодаря совместной работе и сбалансированному взаимодействию со всеми государственными структурами, направленному на увеличение налоговой базы, использование имеющихся резервов и максимальному объединению усилий по выходу на конструктивный диалог с налогоплательщиками.

Так, с целью налаживания партнерских отношений с налогоплательщиками Министерством в IV квартале 2018 года были инициированы и разработаны следующие нормативные акты, которыми предусмотрены:

  1. Упрощение процедуры и увеличение сроков временного ввоза транспортных средств, предназначенных для личного пользования, ввозимых гражданами, зарегистрированными и постоянно проживающими на территории ДНР;
  2. Снижение ставки акцизного налога:
  • на бензин, дизельное топливо и нефтепродукты со 150 до 50 долларов США за тонну, т. е. в 3 раза;
  • на мясо курицы с 20% и 25% до 10%;
  • на кондитерские изделия с 30% до 5%;
  • на сырьевую группу товаров, которые используются в производственной деятельности отечественными товаропроизводителями до 0%;
  1. Упрощение процедуры оформления, провоза грузов и пересечения границы между ДНР и ЛНР.

Кроме того, с целью предоставления плательщикам возможности для улучшения социально-экономического положения в рамках норм действующего законодательства в IV квартале 2018 года предоставлена льгота по плате за землю 21 плательщику, в т. ч. за земельные участки, пострадавшие в результате ведения боевых действий.

Теперь хотелось бы отдельно остановиться на общих результатах работы Министерства за 2018 год и отдельно за период сентябрь – декабрь 2018 года. Так, по сравнению с 2017 годом прирост поступлений по «сфере бизнеса» составил 26,0%. В целом, плановое задание в 2018 году по «сфере бизнеса» выполнено на 108,9%.

Следует отметить, что по итогам работы за период сентябрь – декабрь 2018 года плановое задание по «сфере бизнеса» выполнено на 107,0%. Прирост к аналогичному периоду 2017 года составил 19,6%.

Кроме того, за период сентябрь – декабрь 2018 года обеспечен в 3,6 раза рост поступлений от ЗАО «ВТС» в рамках осуществления инвестиционной деятельности по сравнению с периодом май – август 2018 года.

В пользу реального сектора экономики происходит перераспределение поступлений в разрезе основных отраслей.

Так, по сравнению с 2017 годом доля оптовой и розничной торговли снизилась с 41,4% в 2017 году до 32,0% в 2018 году, при этом наблюдался рост в промышленных отраслях. Процент поступлений по пищевой промышленности увеличился с 7,8% до 8,1%, по добывающей промышленности – с 5,9% до 7,2%, металлургической промышленности – с 2,1% до 2,6% соответственно.

Хочется отметить, что в 2018 году продолжена положительная динамика роста средней заработной платы и официально трудоустроенного населения, что отразилось на приросте поступлений по «сфере бизнеса», а именно: по подоходному налогу – 37,6%, по единому взносу – 40,8%.

Долевая структура поступлений в бюджет налогов и сборов «сферы бизнеса» имела следующую форму: подоходный налог (13,3%), налог на прибыль (13,2%), налог с оборота (7,8%), акцизный налог на алкогольную и табачную продукцию (7,6%), акцизный налог с ввезенных нефтепродуктов (3,9%), упрощенный налог (5,5%), ввозная пошлина (8,6%), а также единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (29,6%). 

Еще одним из важнейших направлений работы Министерства является государственная регистрация субъектов, планирующих начало осуществления хозяйственной деятельности.

Так, по состоянию на 1 января 2019 года на учете в Министерстве доходов и сборов зарегистрировано 99 783 субъекта хозяйствования. Из общей численности субъектов 83 216 имеют статус физических лиц – предпринимателей, 16 567 – статус юридических лиц, 207 являются самозанятыми лицами.

Из общего числа плательщиков на учете на протяжении 2018 года было вновь зарегистрировано 5 754 субъекта хозяйствования. Из которых 5 238 имеют статус физических лиц – предпринимателей, 516 – статус юридических лиц, 37 являются самозанятыми лицами.

В 2018 году было закрыто (ликвидировано) 1 388 физических лиц – предпринимателей и 132 юридических лица.

Следует отметить, что за период сентябрь – декабрь 2018 года активизирована работа по закрытию субъектов хозяйствования, которые подали заявление на закрытие. Так за сентябрь – декабрь 2018 года закрыто 494 физических лиц – предпринимателей и 43 юридических лица, или 35,6 и 32,6% от общегодового количества субъектов.

В завершение своего доклада отмечу, что Министерство доходов и сборов работает над формированием сбалансированной системы налогообложения, основная задача которой заключается в выведении из «тени» части реального сектора экономики, доля которого, согласно поданной налоговой отчетности, составляет порядка 30%.

Основным приоритетом является создание равных условий ведения бизнеса для всех субъектов хозяйствования Республики, построение партнерских отношений с налогоплательщиками и нахождение так называемого налогового компромисса.

Информация предоставлена пресс-службой
Министерства
доходов и сборов Донецкой Народной Республики

Новости по теме