Доклад Ларисы Толстыкиной об итогах работы Министерства труда и социальной политики за 2018 год

Сегодня, 22 февраля, согласно повестке пленарного заседания, парламентарии заслушали доклад министра труда и социальной политики Ларисы Толстыкиной о деятельности возглавляемого ею ведомства в 2018 году.

Социальная политика Донецкой Народной Республики – политика, направленная непосредственно на человека и для человека.

Основными составляющими социальной политики являются усиление материальной поддержки наиболее социально незащищенным слоям населения и своевременное предоставление им государственной помощи, повышение уровня и качества жизни граждан, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг и, прежде всего, социального обслуживания граждан.

На данный момент существует реальная необходимость проведения отдельных реформ в области социальных льгот, социального страхования, пенсионного обеспечения, предоставления социальных услуг наиболее уязвимым слоям населения, занятости и социально-трудовых отношений. Необходимо прорабатывать вопросы, связанные с повышением благосостояния наших граждан – увеличения размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, пенсионных выплат, расширения перечня предоставляемых услуг. Над решением этих и других социально значимых задач мы будем работать в нынешнем и последующих годах.

На сегодня же, анализ работы Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики за 2018 год показывает, что проделана большая работа по всем важным направлениям и она уже способствовала достижению положительной динамики по основным показателям развития.

Выплата социальных пособий

Министерством труда и социальной политики за 2018 год произведено начисление и сформированы выплатные ведомости по 14 видам государственной социальной помощи на общую сумму 3,4 млрд руб. Ежемесячная сумма выплат в среднем составляет более 287 млн руб., и осуществляется она 125 тыс. получателей.

Следует отметить, что с января 2018 года были увеличены размеры социальных пособий отдельным категориям граждан, и в первую очередь это коснулось семей с детьми.

Однако, по 7 категориям получателей размеры помощи не повышались и остаются на уровне мая 2015 года.

Министерством постоянно проводится работа по мониторингу ситуации, которая складывается в этой сфере, и прорабатываются возможные варианты поэтапного увеличения размеров государственной помощи.

Гуманитарная помощь

В Республике проводится активная работа по предоставлению целевой гуманитарной помощи семьям с детьми в возрасте до 3 лет, в виде продуктовых наборов, содержащих для определенной возрастной категории сбалансированные продукты питания.

В 2018 году гуманитарную помощь в виде детских продуктовых наборов ежемесячно получали около 34 тыс. детей. Всего за 2018 год было выдано почти 404 тыс. детских продуктовых наборов.

Материальная помощь

С целью обеспечения государственной поддержкой социально незащищенных слоев населения, в Республике предоставляется материальная помощь в денежном выражении отдельным категориям граждан (в размере 1 500 руб.). По состоянию на конец прошлого года было произведено более 132 тыс. выплат на общую сумму около 199,0 млн руб.

Для повышения адресности предоставления материальной помощи необходимо уточнение категорий семей (лиц), которым она может быть оказана. С этой целью Министерством было принято участие в разработке проекта соответствующего нормативного правового акта, который на данный момент находится на стадии согласования. После его принятия перечень категорий сократится, однако количество нуждающихся граждан, которые будут иметь право на ее получение, наоборот расширится.

Обеспечение твердым бытовым топливом (углем)

На отопительный сезон 2018 — 2019 гг. были предусмотрены компенсационные выплаты на приобретение твердого бытового топлива (угля) льготным категориям граждан, проживающим в домах с печным отоплением и гражданам, проживающим в жилых помещениях, кухни которых оборудованы очагами на твердом топливе. Денежная компенсация на приобретение твердого бытового топлива (угля) начислена более 13 тыс. граждан на общую сумму почти 100 млн руб.

В 2018 году удалось проработать вопросы по некоторым проблемным угледобывающим предприятиям, тем не менее существует ряд предприятий частной формы собственности, ЦОФ и некоторых других, по которым не удалось принять каких-либо конкретных решений. Продолжая работать в этом направлении, наше Министерство активно ведет консультационную работу с Министерством угля и энергетики Донецкой Народной Республики с целью решения существующих спорных моментов. Со стороны Минтруд ДНР на сегодня осуществляется подсчет контингента потенциальных углеполучателей, чтобы оценить реальные финансовые последствия.

Хотелось бы отметить работу Министерства труда и социальной политики в рамках осуществления единовременной компенсации пострадавшим вследствие агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формирований Украины

С 2014 года на базе Министерства труда и социальной политики работает специально созданная Комиссия по оказанию помощи пострадавшим вследствие военных действий. Основная функция Комиссии – установить право и оформить выплату на основании установленного пакета документов.

По состоянию на 1 января 2019 года в базу получателей компенсационных выплат внесено почти 9 тыс. лицевых счетов.

Ввиду ограниченных возможностей республиканского бюджета в настоящее время производятся поэтапные частичные выплаты. В период с 2014 по 2018 годы осуществлено только два этапа таких выплат на общую сумму 212 млн руб. из необходимых 3,8 млрд руб., что составляет менее 6 %.

За 2018 год пострадавшим лицам выплачено около 52 млн руб.

Понимая значимость финансовой поддержки для данной категории граждан, прорабатываются варианты, при которых финансирование поэтапных выплат единовременной компенсации в частичных ее размерах будет производиться на регулярной основе.

Единоразовая денежная помощь ко Дню Победы

Необходимо подчеркнуть, что в Республике не забывают и о ветеранах Великой Отечественной войны. В 2018 году денежная помощь ко Дню Победы ветеранам ВОВ и лицам, приравненным к ним, была выплачена более 33 тыс. получателей, на общую сумму 84 млн руб.

Следует отметить, что размеры выплат, приуроченных к празднованию Дню Победы, ежегодно пересматриваются в сторону их увеличения.

Одной из мер оказания социальной поддержки населению является социальное обслуживание, цель которой — обеспечить население доступными социальными услугами надлежащего качества, создающими благоприятные условия для развития и жизни человека.

На территории Республики функционируют государственные учреждения, предоставляющие социальные и реабилитационные услуги населению.

  • 32 территориальных центра социального обслуживания, которые предоставляют более 40 видов социально-бытовых, медико-социальных услуг;
  • 7 центров социальной реабилитации для детей-инвалидов и отделения по социальной реабилитации инвалидов возрастом от 18 до 35 лет;
  • 10 домов-интернатов.

За 2018 год в указанных учреждениях различного вида социальные услуги получили более 50 тыс. человек.

Последствиями проведения на территории Республики активных боевых действий стали значительные разрушения административных зданий и других помещений этих социальных учреждений. Благодаря взаимодействию Министерства и благотворительных организаций удалось провести часть ремонтных и восстановительных работ. Кроме того, стало возможным открытие нового филиала центра социальной реабилитации для детей-инвалидов в одном из районов города Донецка.

Однако предпринятые действия не смогли в полной мере решить все возникшие проблемные моменты. Но работа в данном направлении будет продолжена в дальнейшем.

Кроме социальной реабилитации для людей с ограниченными физическими возможностями законодательством Донецкой Народной Республики предусмотрено обеспечение протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации. Данный вид социальной помощи предоставляется на безоплатной основе, за счет средств республиканского бюджета, по имеющимся у таких граждан медицинским показателям.

Обеспечение протезно-ортопедическими изделиями

Для упорядочения учета и поддержания информации в актуальном состоянии Министерством труда и социальной политики ДНР была разработана и внедрена в работу электронная база данных — «Централизованный банк данных по обеспечению техническими и другими средствами реабилитации инвалидов, детей-инвалидов и других отдельных категорий населения», в которую вносятся данные о лицах, имеющих показания к протезированию, обеспечению ортопедической обувью и другими техническими средствами реабилитации.

Всего за 2018 год обеспечены техническими и протезно-ортопедическими изделиями и средствами 11 тыс. человек на общую сумму почти 145 млн рублей.

В том числе, протезно-ортопедическим центром было изготовлено около 22 тыс. различного рода изделий, на общую сумму более 102 млн руб., что позволило полностью обеспечить почти более 7 тыс. инвалидов.

Также в 2018 году за счет средств Республиканского бюджета было закуплено более 11 тыс. единиц технических средств реабилитации на сумму около 43 млн рублей.

Хочу отметить, что в 2018 году впервые были закуплены специальные электронные часы для слепых и слабовидящих людей (625 шт.), а также специальное оборудование для реабилитации инвалидов – шведские стенки (157 шт.).

Существует проблема, связанная с проведением ремонтных работ и обслуживанием уже выданных технических средств реабилитации. Этот вопрос носит острый характер и имеет большое значение для граждан, которые вынуждены пользоваться вышеуказанными техническими средствами. Выходом из данной ситуации может стать создание профильного сервисного центра по ремонту технических и других средств реабилитации на базе Донецкого республиканского протезно-ортопедического центра.

Особую роль в сфере социальной защиты населения играют пенсионное и социальное страхование.

Пенсионное обеспечение

По состоянию на 1 января 2019 года в территориальных органах Пенсионного фонда на учете состоит около 674 тыс. пенсионеров, средний размер одной пенсионной выплаты составляет 4 919,30 руб.

Фактические расходы на выплату пенсий за январь — декабрь 2018 года составили 38,5 млрд руб.

Следует отметить, что в течение 2018 года дважды осуществлялось повышение пенсионных выплат. С 1 января 2018 года был увеличен размер минимальной пенсионной выплаты до 2 904 руб.

С 1 июля 2018 года всем категориям получателей пенсий пенсионные выплаты были увеличены на 10%. В результате перерасчета пенсий в соответствии с данным нормативным правовым актом размер минимальной пенсионной выплаты на территории Республики составил 3 194,40 руб.

Вопрос пенсионного обеспечения находится на постоянном контроле у Главы и Правительства Донецкой Народной Республики. Учитывая многочисленные обращения наших граждан, Пенсионным фондом Республики на сегодня проработан механизм повышения размера пенсионных выплат в зависимости от имеющегося у пенсионера трудового стажа.

Учитывая, что на сегодня количество граждан в Республике, имеющих сверхнормативный стаж, составляет порядка 580 тыс. лиц, средней продолжительностью от 17 до 20 лет, такой вид перерасчета очень актуален. Кроме того, Пенсионным фондом Донецкой Народной Республики прорабатываются другие возможные варианты повышения размеров пенсионных выплат с учетом финансовых возможностей Республики.

Социальное страхование

Для обеспечения социальной защиты граждан в сфере социального страхования в Донецкой Народной Республике осуществляют свою деятельность фонды социального страхования.

Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2018 году произведены страховые выплаты на сумму 1,6 млрд руб. На медико-социальную реабилитацию (обеспечение протезно-ортопедическими и абсорбирующими изделиями, вспомогательными средствами для личной подвижности, перемещения и подъема, креслами колесными, колясками малогабаритными) было затрачено около 12 млн рублей.

Фондом социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2018 год выплачено пособий на общую сумму более 766 млн руб., в том числе:

  • по временной нетрудоспособности – 599 млн руб.;
  • по беременности и родам – 165 млн руб.;
  • на погребение – 2,5 млн руб.

Кроме того, в соответствии с Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики № 195 от 08 июня 2018 года начата работа по предоставлению одного из видов социальных услуг – оздоровлению детей застрахованных лиц.

В летнем периоде 2018 года проводилось финансирование детского учреждения оздоровления и отдыха «Орленок» ГП «Макеевуголь», где оздоровился 521 ребенок. На финансирование детского оздоровления израсходовано 1,5 млн руб.

Расширение видов социальных услуг, предоставляемых застрахованным лицам и членам их семей – приоритетное направление в деятельности Фондов социального страхования. В том числе, продолжение работы в части осуществления частичного финансирования детских оздоровительных учреждений, а также санаториев-профилакториев и детско-юношеских спортивных школ.

В сфере поддержки и социальной защиты семьи и детей в оперативном подчинении Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики осуществляет свою деятельность Государственная служба по делам семьи и детей.

По состоянию на 1 января 2019 года фактически на территории Республики проживает 3 955 детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Из них большая часть проживает в семейных формах воспитания.

Функционируют 78 приемных семей, 8 детских домов семейного типа. Все приемные семьи и детские дома семейного типа охвачены комплексной социальной работой в рамках социального сопровождения.

Всего же комплексными социальными услугами охвачено почти 3 тыс. семей с детьми и около 200 отдельных граждан.

В течение 2018 года в Республике усыновлено 77 детей (всего в Республике уже усыновлено 256 детей). При этом следует отметить положительную динамику в усыновлении детей как возрастной категории старше трех лет, так и семейных групп детей. В частности, за указанный период гражданами Республики было усыновлено 23 ребенка возрастом старше трех лет, 7 групп, состоящих из 2 детей, и одну группу, состоящую из 3 детей.

Социально-трудовые отношения

Необходимо отметить работу Министерства в сфере социально-трудовых отношений. Работа по регулированию и развитию социально-трудовых отношений ведется в направлении формирования законодательной и нормативной правовой баз в тесном сотрудничестве с комитетами Народного Совета, министерствами и ведомствами Донецкой Народной Республики, а также профсоюзами.

От методов правового регулирования социально-трудовых отношений во многом зависит общественное спокойствие и ощущение взаимопонимания субъектов трудовых правоотношений. Это сфера, в которой задействовано наибольшее число членов общества. А поэтому она заслуживает особо пристального внимания государства.

Занятость населения

В течение 2018 года в центрах занятости Донецкой Народной Республики на учете состояло 44,5 тыс. человек, ищущих работу.

При содействии центров занятости на постоянную работу трудоустроено почти 26 тыс. человек. Уровень трудоустройства обратившихся лиц, ищущих работу, на постоянные рабочие места составил 57%.

Общий уровень трудоустройства обратившихся лиц, ищущих работу, составил более 80%.

На сегодняшний день в Республике острой остается проблема по трудоустройству молодежи. Существующий механизм квотирования эту проблему не решает. С целью его усовершенствования Министерством проработаны предложения для внесения изменений и дополнений в Закон ДНР «О занятости населения», что позволит предоставлять работодателям дотации за создание первого рабочего места для выпускников образовательных организаций.

Кроме того, на рынке труда сохраняется дисбаланс спроса и предложения в профессионально-квалификационном разрезе. В первую очередь это обусловлено такими факторами как отток кадров и рост трудовой миграции, что порождает нехватку специалистов определенной квалификации.

Минтруд ДНР совместно с Республиканским центром занятости прорабатывает варианты социально значимых программ с целью содействия развитию самозанятости и предпринимательской инициативы.

Также по направлениям центров занятости осуществляется обучение по профессиям, пользующихся спросом на рынке труда, что расширяет возможности лиц, ищущих работу, в получении оплачиваемой работы (доходного занятия) и по профессиям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями.

Так, в течение 2018 года, по направлениям центров занятости уже проходили профессиональное обучение 360 человек, ищущих работу.

Отдельного внимания заслуживают работы временного характера

В 2018 году в работах временного характера приняли участие более 10 тыс. человек.

Центры занятости Республики продолжают реализацию Программы по восстановлению частного жилого фонда, поврежденного в результате боевых действий.

В 2018 году осуществлялись восстановительные работы с привлечением квалифицированных временных рабочих по направлению центров занятости на 201 доме.

В 2018 году существенно сократился объем работ временного характера, что в первую очередь обусловлено уменьшением объемов финансирования на предоставление такого рода услуг.

В настоящее время временные работы являются одной из основных форм поддержки занятости населения и защиты от безработицы. Министерством предпринимаются меры по решению вопроса увеличения объема финансирования работ временного характера и по возобновлению возможности организации работ временного характера с предприятиями частной и муниципальной форм собственности, выполняющими социально-значимые работы для городов и районов Республики.

В сфере оплаты труда

Прослеживается тенденция увеличения средней заработной платы штатных работников Республики. Так, средняя заработная плата одного штатного работника за 2018 год по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (9 697 руб.) увеличилась на 12,3% (составила 10 892 руб.).

Также отмечается положительная динамика снижения задолженности по заработной плате.

Хочу отметить, что в целях определения механизма погашения имеющейся задолженности по заработной плате, а также предупреждения образования новой, создана специальная Комиссия и рабочие группы в городах и районах, по результатам работы которых погашено более 349 млн рублей задолженности по заработной плате.

Осуществляет свою деятельность Государственная инспекция по вопросам соблюдения законодательства о труде ДНР. На выполнение требований и предписаний, внесенных должностными лицами, с начала 2018 года была погашена задолженность по заработной плате на общую сумму почти 109 млн рублей.

В Гоструд ДНР на постоянном контроле находится вопрос легализации трудовых отношений. Так, только за 2018 год у 61 работодателя были установлены нарушения в части оформления трудовых отношений с наемными работниками.

Легализация трудовых отношений – очень актуальная тема. Недополученные с «теневых» зарплат налоги и отчисления – это прямые потери бюджета. Вследствие чего происходит уменьшение финансирования социальных программ, а также сокращение средств для увеличения пенсий и пособий.

Проблемными вопросами в сфере трудовых отношений по-прежнему остаются:

  • построение основ для создания системы нормативного правового регулирования в сфере трудовых отношений;
  • доведение размера минимальной заработной платы до определенного уровня. На территории Республики он установлен с мая 2015 года и составляет 2 514 руб. Для сравнения: даже в Луганской Народной Республике ее размер значительно выше и составляет 3 565 руб.

Для нашего Министерства решение этих задач имеют фундаментальный характер. Работа в данном направлении ведется постоянно, в том числе с привлечением специалистов из других министерств и ведомств, а также при полной поддержке депутатского корпуса.

Работа с обращениями граждан

Министерством труда и социальной политики Донецкой Народной Республики уделяется должное внимание работе с обращениями граждан. За текущий год от граждан Республики в Министерство поступило более 18 тыс. обращений.

Вопросы, с которыми обращаются граждане самые разные, иногда выходят за пределы компетенции МТСП ДНР. Но ни одно из обращений не остается без внимания, по всем вопросам даются исчерпывающие разъяснения. Если необходимо содействие Министерства для решения того или иного вопроса, мы никогда не отказываем, всегда стараемся помочь для достижения положительного результата.

В завершение хотелось бы отметить, что решение задач, возложенных на всю систему социальной защиты населения, невозможно без эффективного регулирования со стороны законодательства.

В настоящее время в Народном Совете Донецкой Народной Республики (на разных стадиях законотворческого процесса) находятся 13 законопроектов, запланированных к рассмотрению в 2019 году.

3 из них: Трудовой кодекс Донецкой Народной Республики, законы «О защите прав детей», «Об опеке и попечительстве» определены как стратегически важные, требующие безотлагательного рассмотрения.

К первостепенным задачам относится принятие также Семейного кодекса ДНР. 

Необходимо также принять в новой редакции Закон ДНР «Об общеобязательном государственном социальном страховании», в разработке которого Министерство приняло участие вместе с фондами социального страхования Республики. Этот документ определяет принципы, правовые, финансовые, организационные основы общеобязательного государственного социального страхования лиц в Республике и необходим для дальнейшей работы по урегулированию отношений по отдельным видам социального страхования.  

8 законопроектов предусматривают внесение изменений в действующие законы и направлены на совершенствование правового регулирования в сферах занятости населения, оплаты и охраны труда, отпусков, социальной защиты ветеранов войны и инвалидов.  

Мы надеемся на плодотворное сотрудничество с Народным Советом, и активное взаимодействие на постоянной и регулярной основе.

Информация предоставлена пресс-службой Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики

Новости по теме