#Комментарий Александра Малькова об украинском религиозном раскольничестве и национализме

До празднования 1030-летия Крещения Руси 28 июля 2018 года президент Украины Петр Порошенко пообещал жителям «незалежной» единую автокефальную поместную церковь, на создание которой, по словам украинского лидера, к этому времени будет получено одобрение со стороны Константинопольского Патриарха.

Правда, в реальность выполнения своего обещания он уже и сам, похоже, не верит. Так, 15 июля Порошенко заявил, что «нет никаких оснований считать, что томос (о предоставлении автокефалии – прим. ред.) уже у нас в кармане. Нам с вами остается две вещи для того, чтобы его получить: молиться и верить, и бороться… Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее «пятая колонна» внутри Украины. Даже некоторые политики, которых принято считать проукраинскими, позволяют себе передавать сигналы наружу, что, мол, не стоит спешить с предоставлением автокефалии».

Религиозные раскольники и религиозные националисты продолжают отчаянно бороться за каноническую правопреемственность Киевской митрополии. До 1458 года она была единой православной митрополией на территории Руси, Великого Княжества Литовского и Королевства Польского и находилась в канонической юрисдикции Константинопольского патриархата. 

В 1686 году, когда территория Левобережной Украины стала частью Русского царства, было осуществлено согласованное с Константинополем переподчинение Москве автономной Киевской митрополии. А в 1687 году Патриарх Константинопольский Дионисий с согласия других восточных патриархов прислал грамоту, утверждающую постановление митрополита Гедеона (Четвертинского) во главе Киевской митрополии, воссоединенной с Московским патриархатом. С того времени его преемники канонически подчинялись Московской патриархии.

Все современные религиозные и государственные проблемы на Украине в части борьбы за иллюзорную независимость возникают в результате попыток определенных амбициозных лиц искусственно выделить себя на почве украинского национализма из естественной религиозной и цивилизационной среды. Даже в канун 1030-летия Крещения Руси эти религиозные псевдолидеры пытаются при поддержке Порошенко вести какие-то дела сектантского характера, например касательно празднования церковного юбилея отдельно от праздничных мероприятий канонической Украинской православной церкви Московского патриархата.

Украинская формула – «стать независимыми от Москвы во всем» – представляет собой процесс распада как в политике, так и в религии. А все из-за раскольничества и национализма, которые по природе своей неприемлемы ни в политике, ни в религии. Именно поэтому такая формула и не реализуется ни по одному из параметров: нет ни внешней легитимности, ни внутреннего единства.

В заключение хотелось бы отметить, что распад таких искусственных образований, как Украина, а заодно и УПЦ КП, и УАПЦ, – дело времени и обстоятельств. Но распад неизбежен. Все попытки получить статус поместной церкви на Украине, то есть новой православной церкви в православном мире, без единого православного согласия будут расцениваться как православный раскол. Который, по мнению иерархов поместных церквей, недопустим.

Александр Мальков, депутат Народного Совета ДНР,
председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений

Официальный сайт Народного Совета ДНР

Новости по теме