Ольга Макеева и Владимир Бидёвка поделились воспоминаниями о работе парламента I созыва

11 ноября в Донецкой Народной Республике состоялись выборы Главы ДНР и депутатов Народного Совета II созыва. Об устройстве парламента Республики истории его становления в эксклюзивном интервью «Парламентской газете» рассказали заместитель Председателя Народного Совета ДНР Ольга Макеева и руководитель депутатской фракции «Донецкая Республика» Владимир Бидёвка.

Политическим процессам в Донбассе предшествовали «майдан» и государственный переворот в Киеве, одесская Хатынь, кровавые столкновения в Мариуполе. Затем в Донбассе появилась украинская военная техника, а органы власти, наоборот, получили приказ из Киева покинуть регион. В таких условиях 11 мая 2014 года прошел референдум о независимости и началось формирование парламента ДНР. Воспоминаниями об этих событиях поделилась Ольга Макеева.

«В апреле-мае власти в Донбассе, в принципе, не стало, она испарилась. Люди были вынуждены объединяться, создавать временные органы власти, чтобы брать ситуацию под контроль», – отметила она.

Летом 2014 года Киев развернул в Донбассе военную операцию и стал перекрывать социальное обеспечение: прекратились выплаты пенсий, вооруженные силы Украины прицельно бомбили обеспечивающие предприятия и жилые кварталы, началась экономическая блокада, перебои с поставками воды и электроэнергии.

5 сентября 2014 года в белорусской столице был подписан «Минск-1». Рамочный протокол предписывал прекращение огня, открытие коридоров для беженцев и многие другие шаги к мирному разрешению конфликта. Но Украина не сделала ничего для его выполнения, боевые действия не прекратились.

«Ситуация буквально повисла в воздухе. Мы понимали, что Украина намеренно срывает политическое урегулирование вопроса и что нам дальше отступать некуда: нужно идти в политический процесс и готовиться к выборам. Ведь другого способа получения легитимной власти, кроме выборов, мир не знает», – сказала Ольга Макеева.

Подготовка к выборам осложнялась военными условиями. Однако, согласно нормам международного права, была сформирована Центральная избирательная комиссия, кандидаты проводили агитацию, на участках присутствовали наблюдатели и СМИ из разных стран мира.

Выборы состоялись 2 ноября 2014 года. Пост главы ДНР занял Александр Захарченко. В парламент же прошли две силы – «Донецкая Республика», получившая 68 мандатов, и «Свободный Донбасс», который получил 32 мандата.

Заместитель Председателя Народного Совета вспоминает начало работы парламента.

«Мы должны были учиться на ходу: принимать законы, работать с гражданами, выезжать в округа, определять приоритеты в работе. Сказать, что было тяжело, – не сказать ничего. И как тогда, так и сейчас у нас в приоритете работа в округах, особенно в прифронтовых зонах: мы должны лицом к лицу общаться с людьми, понимать их проблемы и чаяния, принимать их наказы. Самое страшное – оторваться от земли и потерять реальное видение ситуации», подчеркнула Ольга Макеева.

Со своей стороны Владимир Бидёвка рассказал о процессе перехода Республики на собственную законодательную базу.

«У нас в Конституции предусмотрено, что Глава Республики может «закрывать» пробелы в законодательстве своими нормативными актами – до тех пор, пока не будет принят основной закон. Также есть постановление, которое позволяет использовать украинское законодательство, если оно не противоречит Конституции ДНР», сообщил председатель Комитета Народного Совета ДНР по конституционному законодательству и государственному строительству.

По словам Ольги Макеевой, при разработке законов депутаты Народного Совета часто обращаются к опыту Российской Федерации.

«И не просто потому, что мы любим Россию. То, как развиваются ее экономика, образование, культура, здравоохранение и другие сферы, говорит в том числе о том, что принятые там законы и нормы работают и дают положительный результат. Это главный фактор», пояснила вице-спикер.

Владимир Бидёвка добавил, что обращение к российскому опыту позволяет избежать повторения типовых ошибок.

«Очень ценный опыт передают нам коллеги из российских региональных парламентов. Их законы работают уже по 10-15 лет, они вносили поправки, у них есть история и опыт правоприменения. И нам важно учесть этот опыт и чужие ошибки», уточнил он.

Также законодатели ДНР обращаются к опыту Белоруссии и других братских республик, а также СССР, например при разработке Уголовного кодекса парламентарии опирались на советский кодекс 1961 года, дополнил Владимир Бидёвка.

«Например, законопроект о языках на территории Республики и по информатизации мы разрабатывали по примеру Казахстана», – сказал депутат.

Однако некоторые законодательные инициативы, продиктованные военным положением в Республике, не имеют аналогов в российском законодательстве. Например, закон «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)». Согласно данному законодательному акту, украинские банки должны были зарегистрировать в госорганах ДНР обременение на имущество граждан по кредитному обязательству, возникшему до 2014 года. Причем возможно это только при консульской легализации права, то есть сначала Украина должна была открыть в Донецке консульство.

«Было очевидно, что Украина на такой шаг не пойдет. Закон отводил на регистрацию шесть месяцев, по истечении которых любые претензии со стороны украинских банков считаются недействительными», – сообщила вице-спикер парламента.

Также Ольга Макеева добавила, что с началом конфликта в Донбассе большинство опытных управленцев покинули его. Поэтому ощущается нехватка профессиональных кадров. Однако, как отметила вице-спикер, у этого факта есть и положительная сторона: у молодых кадров появился шанс получить работу и опыт.

Новости по теме