Парламентарии приняли участие в международной конференции по вопросам повышения эффективности госуправления (презентация)

Сегодня, 6 июня, в Донецкой академии управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики стартовала II Международная научно-практическая конференция «Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий».

В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Народного Совета Ольга Макеева, депутаты Алексей Жигулин, Александр Костенко, Екатерина Павленко и Марина Жейнова, министр образования и науки ДНР Евгений Горохов, и. о. министра экономического развития Виктория Романюк, и. о. министра молодежи, спорта и туризма Александр Громаков, представители министерств, ведомств, органов местного самоуправления и научного сообщества.

В ходе открытия конференции с приветственным словом выступила ректор Донецкой академии управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республике Лариса Костровец.

«В этом году в конференции принимают участие около 500 ученых. Свои тезисы на Международную конференцию прислали ученые из Российской Федерации, Республики Беларусь, Китая, Донецкой и Луганской Народных Республик, а также с территории, подконтрольной Украине. Всего на конференцию было прислано 480 тезисов.

Сегодня будут работать пять секций. Планируем заслушать и обсудить девять докладов. По окончании конференции будет принята резолюция, которую мы направим в министерства и ведомства нашей Республики для применения ее на местах», – доложила Лариса Костровец.

В свою очередь министр образования и науки ДНР Евгений Горохов подчеркнул важность взаимодействия представителей научного сообщества и органов власти, а также пожелал плодотворной работы в профильных секциях.

Далее участники конференции продолжили работу в пяти профильных секциях:

·         стратегическое управление развитием экономики;

·         повышение качества управления социально-экономическим развитием региона;

·         теоретико-правовые и философско-психологические основы обеспечения социальных инноваций в деятельности органов государственной власти;

·         современные механизмы государственного управления в условиях социально-экономических преобразований;

·         методологические основы функционирования и развития финансово-банковских механизмов управления экономикой.

В ходе заседания секции № 3 модератор Ольга Макеева обозначила основные тематические векторы докладов и поблагодарила участников за конструктивный подход к продвижению интересов Донецкой Народной Республики.

«Сегодня здесь собрались ученые из разных стран, представители бизнес-структур, органов государственной власти и местного самоуправления, различных учреждений и организаций – высокие профессионалы своего дела, чтобы на основе многообразия мнений, различного практического и научного опыта, через совместное обсуждение найти общие подходы в решении актуальных вопросов. А также сформировать единое мнение и предложить свое видение путей решения назревших проблем.

Такой формат работы востребован в современных условиях, так как способен укрепить доверие между органами государственной власти, представителями науки, бизнеса, различных учреждений и организаций, оказать позитивное влияние на решение острых экономических, политических и управленческих проблем.

Сегодня перед органами государственной власти Донецкой Народной Республики стоят сложные системные проблемы и вызовы, охватывающие все сферы государственной жизни, обусловленные жесткими внешнеполитическими факторами и частичным развалом прежней системы государственного управления. В связи с этим существует необходимость в нивелировании негативного воздействия существующих угроз путем усиления консолидации общества вокруг идей, базирующихся на принципах демократии, справедливости, общепризнанных человеческих ценностей, активной гражданско-патриотической позиции. Не последнюю роль играет здесь мобилизующая роль государства в деле защиты страны от вооруженной агрессии, сосредоточении ресурсов на восстановление и развитие народнохозяйственного комплекса, производственной и социальной инфраструктуры на инновационной технологической основе.

Конечно, мы приступаем к работе не с чистого листа. У нашего народа накоплен большой опыт по защите, формированию и строительству государственности, восстановлению экономической мощи в кратчайшие сроки после пережитых социальных катаклизмов в общей истории России и Донбасса.

Для реализации заявленных целей конференции в нашей совместной работе важна дискуссия, открытый, откровенный разговор. Важно не выжидать наступления подходящего времени, нужных условий, а действовать решительно в деле создания условий для достижения стабильности и безопасности нашего государства и живущих в нем людей.

Народный Совет в рамках Международной научно-практической конференции станет площадкой для обсуждения теоретико-правовых и философско-психологических основ обеспечения социальных инноваций в деятельности органов государственной власти. В работе секции заявлены интереснейшие доклады, которые, убеждена, позволят нам на консолидированной основе сформулировать перспективы государственного строительства Донецкой Народной Республики, а также действенные подходы к развитию политико-правовой и культурно-гуманитарной сферы.

Желаю продуктивной работы, и пусть работа пройдет с опорой на открытость, конструктивность и приоритетность продвижения интересов Республики в непростых внешних условиях», – сказала Ольга Макеева.

В своем докладе «Принцип служения в системе управления» Екатерина Павленко обозначила разницу между понятиями «служба» и «служение», а также подчеркнула, что работа на государственной должности должна базироваться, в первую очередь, на морально-нравственных принципах.

«Чем отличаются понятия «служение» и «служба»? Кажущиеся одинаковыми по смыслу слова на самом деле сильно разнятся в значении. И наполненное духовным значением служение нивелируется в различных системах управления перед прагматичной, отдающей искусственностью, службой. Для корректного сравнения стоит обратиться к определению этих слов.

Служба – совокупность звеньев управления, обычно структурных подразделений, интегрированных в функциональную подсистему управления. При этом интегрирование осуществляется на основе целеполагания так, чтобы направления деятельности подразделений одновременно являлись подцелями для вышестоящего управляющего звена.

Служение – тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстность. Служением может быть помощь и поддержка кого-нибудь, строгое и точное с самоотдачей выполнение своих прямых профессиональных функций, выполнение не по обязанности, а из внутренней гражданской позиции.

Термин «служба» отображается в ряде государственных законов, «служение» же в основном ассоциируется с религиозными системами и практически не принимается во внимание лицами, наделенными властью.

Вместе с тем стоит задаться вопросом что будет, если переместить фокус внимания от термина «служба» к термину «служение»?

Если мы вернемся к значению слова «служение», то увидим следующее: служить не личности, но делу – и сразу определяется смысл, цель и осознание, что не суть в служении угождать, суть – служением одаривать и получать гораздо бóльшие, чем материальные, ценности, моральное удовлетворение и истинное счастье.

Суть действующей системы управления – подчинение. Один главный управленец ожидает от группы людей подчинения. Но все изменяется, если одним из главных принципов для управленца является служение делу. Подчиненные таким руководителем рассматриваются как команда единомышленников. Каждый при таком подходе, осознавая свою потребность (личную необходимость) в служении миру, создает общую особую атмосферу, в которой рождаются самые ценные идеи, направленные на развитие общества.

Таким образом, поставив служение основным принципом организации, можно определить кадровую политику:

– во время собеседования вопросы к соискателю ориентировать преимущественно на раскрытие морально-нравственных качеств;

– систематически собирать предложения от коллектива по оптимизации условий труда с обязательной обратной связью по каждому предложенному пункту;

– систематически бывать «на земле», где сосредоточено производство с целью сбора данных без назидательной цели;

– внедрять механизмы организации труда, позволяющие проводить оптимизацию производства, заботясь при этом о сохранении самоуважения личности работника. Генри Форд, например, для оптимизации трудового процесса распорядился формировать трудовой коллектив на конвейер из разноязычных работников. Это позволило обеспечить беспрерывный процесс, избегать пустой болтовни и сохранить самоуважение личности.

Ориентация на принцип служения в управлении увеличивает перспективы развития любой организации, что автоматически влечет за собой оптимизацию социально-экономического кластера любого государства»,выразила свою позицию Екатерина Павленко.

По информации Алексея Жигулина, концептуальный подход к уголовной политике Донецкой Народной Республики должен базироваться на качественном организационно-кадровом обеспечении.

«На современном этапе государственного строительства законодательство Донецкой Народной Республики, регулирующее сферу уголовно-правовых отношений, характеризуется противоречивостью. Это выражается и в низком уровне нормативного регулирования, и в слабом кадровом составе правоприменителей. Законы подменяются разрозненными подзаконными нормативными актами, все правоохранительные органы и судебная система не укомплектованы качественным составом сотрудников. Такая ситуация, конечно, опосредована ситуацией военно-политического конфликта, но должна быть исправлена.

Перед государством стоит концептуальный выбор пути формирования и развития собственной эффективной уголовной политики, определяемой как отношение власти к преступности.

Концепция борьбы с преступностью предполагает конкретизацию целей, направлений, приоритетов и критериев эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности. Призвана обеспечить стратегическое и векторальное единение нормотворческих и правоприменительных органов государства в сфере уголовной политики. Положения Концепции уголовной политики широко обсуждаются отечественными и зарубежными авторами. Однако актуальной остается задача внедрения достижений современной правовой науки в практику государственного строительства.

Концепция реализует государственную функцию обеспечения криминологической безопасности общества, базируется на основах социальной политики в области предупреждения и борьбы с преступностью, защиты и поддержки лиц, потерпевших от преступлений, а также на принципах исполнения уголовных наказаний и принятия мер уголовно-правового характера.

Цель нашей работы определяем как конкретизацию принципов Концепции уголовной политики государства ДНР.

Концепция уголовной политики опирается на базовые положения конституционного, уголовного материального и процессуального права, а также криминологии и социально-политических наук. Предложенная нами Концепция устанавливает цели, механизмы, сроки и ожидаемые результаты от ее реализации.

К общим положениям Концепции относим цель, направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты личности, общества и государства. Концепция реализует государственную функцию обеспечения криминологической безопасности общества. Она базируется на основах социальной политики в области предупреждения преступности, защиты и поддержки лиц, потерпевших от преступлений; а также на принципах исполнения уголовных наказаний и принятия мер уголовно-правового характера, принципах социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывающими уголовное наказание. Здесь мы опираемся на традиционное понимание воспитательной цели уголовного наказания.

В число общих положений Концепции борьбы с преступностью включены предпосылки, содержание и порядок действий законодателя по обеспечению эффективности уголовного законодательства и практики его применения. Они дополнены планами по дальнейшей законопроектной деятельности, по совершенствованию правоприменительной практики, по развитию уголовно-правовой политики государства.

Структура Концепции уголовной политики отражает основные направления политики государства: уголовно-правовое направление, уголовно-процессуальное, уголовно-разыскное, уголовно-превентивное, уголовно-организационное.

Детализируем уголовно-правовое и уголовно-процессуальное направления концепции уголовной политики ДНР. В качестве критериев эффективности уголовно-правового направления политики государства предлагаем концептуально закрепить базовые, общепризнанные на международном уровне: обеспечение безопасности личности, ее прав и свобод, а также общества и государства от угроз, связанных с преступностью; минимизация уровня социальной напряженности в обществе на основе оптимального и справедливого урегулирования конфликта, вызываемого преступлением; содействие достижению социального благополучия на основе реабилитации лиц, вовлеченных в конфликт, вызванный преступлением. Мы разделяем позицию ученых, что уголовно-правовая политика государства должна базироваться на общечеловеческих ценностях, принципах гуманизма, уважения личности.

Достижение целей предполагает комплексное решение ряда взаимосвязанных задач нормотворческого и правоприменительного характера в уголовно-правовом направлении формирования данной Концепции. Основную из них формулируем следующим образом: с учетом требований юридической определенности и правовой стабильности нормативно зафиксировать границы преступного поведения.

Концептуально закрепленной задачей уголовно-правовой политики также называем и достижение адекватности уголовного законодательства угрозам, связанным с преступностью, соответствия современным тенденциям видоизменения преступности. К этому кругу задач относим и правоприменение по международным стандартам: гарантию исключительного права государства на уголовно-правовое воздействие в отношении лиц, совершивших преступление, гарантию безопасности уголовно-правового суверенитета государства от внешних и внутренних угроз. Гармонизировать и унифицировать уголовное законодательство следует именно в этом ключе, с перспективой на развитие международного сотрудничества ДНР.

В разработанной Концепции противодействия и борьбы с преступностью гарантированы права и законные интересы лиц, потерпевших от преступлений, их безопасность, условия для максимально полной реализации прав человека на доступ к правосудию, справедливый суд и на компенсацию причиненного преступлением вреда.

В новом самоопределившемся государстве актуализирована задача оптимизации уголовно-правовых последствий совершения преступлений с учетом необходимости одновременного решения карательных, восстановительных, социально-реабилитационных и профилактических задач. Этим достигается современный уровень обеспечения законности, снижения общественной угрозы от таких видов преступности, как террористическая, рецидивная, организованная, насильственная, корыстная.

Уголовно-процессуальное направление предлагаемой к принятию в Донецкой Народной Республике Концепции уголовной политики сформировано по критериям эффективности, экономности и оперативности судопроизводства. В плане повышения оперативности судопроизводства предложено применить разумную декриминализацию уголовного законодательства. Эта тема широко обсуждается учеными, в частности, относительно преступлений экономической направленности. По нашим наблюдениям, превалирует обвинительный подход к данной проблеме, поскольку этот вид преступлений связывают с коррупционными и террористическими. Однако, по нашему мнению, отдельные виды преступлений коррупционного и экономического характера не должны караться лишением свободы.

В плане реализации принципа экономности уголовно-процессуального направления концепции предложено учредить единый орган расследования. Заметим, что многолетняя дискуссия по этому вопросу продолжается и подходит к признанию вневедомственной природы следственных органов. Мы разделяем научное обоснование процессуальной самостоятельности следователя, поддерживаем утверждение о существовании следственной ветви власти. Для ДНР примером оптимизации уголовно-процессуального направления Концепции борьбы с преступностью может послужить опыт Приднестровской Молдавской Республики, Российской Федерации, Республики Беларусь.

Принципу оперативности уголовно-процессуального направления соответствует возможность следователя поддерживать обвинение в суде по ходатайству прокурора. Заметим, что это не противоречит мнению авторов об участии и поддержке обвинения прокурором в суде.

Детализируем критерии эффективности уголовно-процессуального направления. Эффективность определяем уровнем защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с преступностью, а также достижением концептуально декларированной цели. Тогда об эффективности уголовно-процессуального направления может свидетельствовать комплекс данных:

а) о результатах сопоставления объема преступности, установленного на основании криминологических исследований, с количеством зарегистрированных и расследованных преступлений;

б) о результативности судебной практики рассмотрения уголовных дел, оцениваемой по критериям процессуальной эффективности и оперативности судопроизводства, по соблюдению разумных сроков расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, по изменениям или отменам решений о квалификации преступлений, по практике назначения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Констатируем, что на современном этапе государственного строительства еще не в полном объеме реализованы базовые нормы Конституции ДНР, Закона ДНР «О нормативных правовых актах», уголовного законодательства ДНР. Указанные обстоятельства негативно сказываются на гарантировании конституционных прав и свобод граждан Республики. Причины их сохранения обосновывают необходимость разработки и принятия в ДНР Концепции уголовной политики. Исправить сложившуюся ситуацию предложено путем устранения противоречий и гармонизации уголовного законодательства.

Разработанная и представленная Народному Совету в январе 2017 года Концепция определяет направление, приоритеты, этапы реализации уголовной политики в ДНР.

Концепция базируется на основах социальной политики в области предупреждения, профилактики преступности, защиты и поддержки лиц, потерпевших от преступлений, а также на принципах исполнения уголовных наказаний и принятия мер уголовно-правового характера, принципах социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывающими уголовное наказание.

Уголовная политика должна опираться на общечеловеческие ценности, принципы гуманизма и уважения личности, призвана гарантировать права и законные интересы лиц, потерпевших от преступлений, обеспечить их безопасность, создать условия для максимально полной реализации прав человека. Кроме того, каждому человеку должен быть обеспечен доступ к справедливому правосудию.

В основе реализации уголовной политики находится организационно-кадровое направление. От качества кадрового состава правоприменителей зависит эффективность противодействия и борьбы с преступностью.

Следует повышать ответственность лиц, которые осуществляют правоприменение. При реализации полномочий они должны неукоснительно выполнять свои конституционные обязанности, действовать в рамках законодательства. Базовым принципом должна стать персональная ответственность – в равной степени, как для рядового исполнителя, так и для руководителя любого государственного органа.

Таким образом, предложенная в ДНР Концепция уголовной политики опирается на международно-правовые нормы, а также на положения Конституции самоопределившегося государства. Цель принятия такой Концепции определяем как криминологическое обеспечение социального государства, оптимизация законотворческой деятельности по устранению существующих в правоприменительной практике противоречий, приведение уголовного законодательства в систему. Постепенное внедрение предложенной Концепции должно производиться в соответствии с этапами мирного развития самоопределившегося государства ДНР», – представил доклад Алексей Жигулин.

В завершение мероприятия участники круглого стола приняли проект резолюции, в котором содержатся рекомендации по внедрению социальных инноваций в политико-правовой и культурно-гуманитарной сферах, в совершенствовании системы органов государственной власти и управления.

1.    В рамках стратегии «Сила Донбасса» разработать и определить этапы реализации концепции мировоззренческого, культурного, патриотического, гражданско-правового образования и воспитания на 2018–2023 годы.

2.    Объединить усилия научных и образовательных учреждений, органов государственного управления, негосударственных (коммерческих) структур, общественных движений и организаций в проведении исследований и разработок в области инновационных управленческих решений, методики их внедрения в практику.

3.    Совершенствовать правовую систему, теорию и практику законодательства, его базовых отраслей и институтов, обратить внимание на улучшение юридической техники при разработке проектов законов с целью создания и обеспечения условий для полноценного развития гражданского общества.

4.    Органам государственной власти и управления использовать различные формы общественного диалога с субъектами социальной политики, населением для обеспечения принятия эффективных управленческих решений. Осуществлять мониторинг общественного мнения по вопросам социального самочувствия, социального напряжения и социального благополучия для получения достоверной и оперативной информации об эффективности реализации управленческих решений.

5.    В рамках национальной политики Донецкой Народной Республики разработать Программу формирования национальной идентичности, основанную на диагностике народа Донбасса в современных условиях и соотнесение национального и гражданского компонента в ее структуре.

 

Далее проект резолюции по итогам работы секции № 3 «Теоретико-правовые и философско-психологические основы обеспечения социальных инноваций в деятельности органов государственной власти» будет представлен на заседании программного комитета II Международной научно-практической конференции, которое состоится 7 июня 2018 года.

Новости по теме