В Народном Совете организовали лекцию для первокурсников ДонАУиГС

В понедельник, 29 октября, в Народном Совете ДНР в рамках учебной практики студентов Донецкой академии управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики состоялась лекция по истории парламентаризма.

В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Народного Совета ДНР Ольга Макеева, депутаты Народного Совета ДНР Владимир Бидёвка, Екатерина Мартьянова, Максим Кныш, ректор ДонАУиГС Лариса Костровец, сотрудники Аппарата Народного Совета ДНР, первокурсники.

Со вступительным словом выступила вице-спикер парламента Ольга Макеева.

«Мы в очередной раз рады приветствовать в Народном Совете студентов Донецкой академии управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики. Сегодня мы будем говорить об истории мирового парламентаризма, о его развитии в нашей Республике. Вы узнаете о работе депутатов в округах, в частности в рамках работы Временной комиссии по контролю и координации деятельности в районах, наиболее пострадавших от вооруженной агрессии Украины.

Также у вас будет возможность задать вопросы действующим депутатам о процессе законотворчества. А в ноябре мы запланировали организацию экскурсии в Доме правительства, в котором проходят пленарные заседания», – сообщила Ольга Макеева.

В докладе по истории мирового парламентаризма сотрудник Аппарата Народного Совета ДНР рассказал о зарождении законодательной ветви власти в России и других странах.

«Наличие парламентаризма в структуре государственного управления – это основной признак демократического устройства государства. На современном этапе парламентаризм – это система государственной власти, где функции законодательных и исполнительных органов имеют четкое разделение.

Парламент – это выборный орган, высший законодательный орган государственной власти. В разных странах он имеет разные названия – Сенат, Сейм, Парламент, Законодательное собрание, Государственная Дума и т.д.

Современный парламентаризм имеет многовековую историю, он зародился во времена античности. Самым первым органом управления государством, у которого четко выражены законодательные полномочия, можно назвать народное собрание в Древней Греции; сенат в Древнем Риме, который стал высшим государственным органом Республики, вече в Новгороде.

Принято считать, что родина современного парламентаризма – это Англия. Именно в Англии в 1215 году была принята Великая хартия вольности, в соответствии с которой власть короля была ограничена собранием крупнейших землевладельцев – феодалов, представителями высшего духовенства и графств.

В XVIII веке Английская колония в Северной Америке начала войну за свою независимость, которая превратилась в гражданскую войну и в результате победы была создана федерация независимых штатов. Для разделения законодательной, исполнительной и судебной власти был создан Конгресс, который состоял из двух палат. Верхняя палата – Сенат – имела двух представителей от каждого штата, вне зависимости от его величины и количества граждан. В Палату представителей депутаты избирались пропорционально населению каждого штата.

Современное представительное правление, а соответственно и парламент, относительно молоды по сравнению с тысячелетиями прямого правления всего народа, которое впоследствии ученые назвали прямой демократией. В идеальной форме данный вид демократии бывает там, где все обладающие избирательным правом собираются в одном месте, обсуждая актуальные вопросы, и в результате голосования на основании большинства мнений принимается решение, что нужно будет делать всему обществу или его части.

По мере роста народонаселения и усложнения социальной структуры постепенно утверждалась форма, получившая название «представительное правление». В силу изложенных выше социальных причин, а также недостатков, свойственных двум первым системам, сегодня наиболее распространенной является репрезентативная (или представительная) демократия. Более того, появлялись даже предложения заменить слово «демократия» как не отвечающее политической практике, словом «представительство». Чаще всего эта форма реализуется в виде парламентской системы. Представительная демократия основывается на выборах представителей народа, без которых, впрочем, как мы видели, не обходятся прямая и плебисцитарная демократии.

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4–5 лет.

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая – нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента – Палата лордов, нижняя – Палата общин, в России – Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане – Сенат парламента и Мажилис парламента, в США – Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Формирование российского парламентаризма берет свое начало во времена политического развития Киевской Руси, земель Новгорода, Пскова, когда возникла и оттачивалась такая форма обсуждения общих дел и всенародного принятия решений, как вече.

В политической системе XV века появилась Боярская дума, явившаяся преемницей княжеского совета, но со слиянием удельных русских княжеств в единое государство изменились ее состав и статус.

При всей своей значимости и политическом влиянии Боярская дума все-таки имела статус законосовещательного, а не законодательного органа власти, работая по формуле «государь указал, и бояре приговорили».

С воцарением Петра I Боярская дума прекратила свое существование, а законодательство вновь оказалось в руках одного лица – на сей раз императора.

Следующий из этапов в развитиипарламентаризма Россииохватывает период с начала XVIII до начала ХХ века.

В 1711 года Петр I образовал Сенат – высшее административное учреждение, заменившее Боярскую думу, которому, в числе прочего, вменялась в обязанности подготовка различных законопроектов

Екатерина II начала свою деятельность с издания Манифеста о созыве депутатов в «Комиссию для сочинения проекта нового уложения» (1767 г.). Императрица подготовила «Наказ», с которым и выступила перед этими депутатами. Но работа Комиссии завершилась тем же нулевымитогом, чтои Сената.

Возникновение парламентаризма в России в современном его понимании начинается с революции 1905-1907 годов.

Первое в истории заседание российской Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в зале Зимнего дворца Санкт-Петербурга.

В России в это время функции высшего законодательного органа были возложены на Государственную Думу Российской империи, существовавшую в 1905 – 1917 годах, которая была упразднена после Февральской революции.

Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века.

После Октябрьской революции 1917 года большевики во главе с В. И. Лениным создали принципиально новую политическую систему. Они ликвидировали все старые государственные учреждения. Реализация диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), провозглашенной большевиками, и задача укрепления их власти требовали создания новой государственной машины.

В октябре 1917 годабылпринятДекрет о власти, согласно которому власть перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Высшим законодательным органом был провозглашен Съезд Советов

В июле 1923 года II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 года II съездом Советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование Союза ССР.

Политическую основу страны составили Советы депутатов трудящихся. Изменилась структура государственной власти: ее высшим законодательным органом становился Верховный Совет, состоящий из двух палат (Совета Союза и Совета Национальностей).

В октябре 1977 года внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма».Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства – Советы. С этоговремениони стали называться Советами народных депутатов.

Впервые в истории современной России Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года закрепила понятие «парламент» применительно к законодательному и представительному органу Российского государства.Представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.

Среди главных форм прямой демократии КонституцияРоссийской Федерацииназывает выборы и референдум.

Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации все субъекты Российской Федерации. В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда и выступлений руководителей иностранных государств. Различная компетенция для каждой из палат, обеспечивает тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания.

В завершение лекции стоит процитировать канцлера Австрийской империи Клеменса Меттерниха (1773—1859): “Представительное правление – инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен”», – поделился информацией сотрудник Аппарата Народного Совета ДНР.

В свою очередь председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Бидёвка акцентировал внимание на истории создания и развития законодательной ветви власти в Донецкой Народной Республике.

«7 апреля 2014 года в Доме правительства Владимир Макович зачитал Акт о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики и Декларацию о суверенитете Донецкой Народной Республики. С этого дня начинается история создания и развития парламентаризма в Донецкой Народной Республике. Из представителей административно-территориальных образований на тот момент еще Донецкой области был сформирован Верховный Совет ДНР. Таким образом в Республике функционирует однопалатный законодательный орган власти.

После референдума о самоопределении, проведенного 11 мая 2014 года, Верховный Совет ДНР принял Конституцию ДНР. Верховным Советом был принят ряд важных законов, в частности о выборах Главы ДНР и о выборах депутатов Народного Совета ДНР, а также Уголовный кодекс ДНР.

2 ноября 2014 года одновременно с выборами Главы Донецкой Народной Республики состоялись выборы в Народный Совет Донецкой Народной Республики первого созыва. В избирательной кампании приняли участие два общественных движения – «Донецкая Республика» и «Свободный Донбасс».

3 ноября 2014 года, по информации Центральной избирательной комиссии ДНР, общественное движение «Донецкая Республика» получило 64,43% голосов избирателей, а общественное движение «Свободный Донбасс» – 27,75%. Народный Совет ДНР был избран сроком на четыре года в количестве 100 депутатов: 68 депутатских мандатов получила фракция «Донецкая Республика», 32 мандата – фракция «Свободный Донбасс».

По истечении 11 дней с момента оглашения результатов голосования в Доме правительства Донецкой Народной Республики состоялось первое пленарное заседание Народного Совета ДНР первого созыва. В состав президиума вошли Глава ДНР Александр Захарченко, руководитель временного координационного комитета Народного Совета ДНР Денис Пушилин, председатель Центральной избирательной комиссии ДНР Роман Лягин, а также депутаты Андрей Пургин и Александр Мальков. В ходе заседания 14 ноября 2014 года был избран Председатель Народного Совета ДНР, им стал Андрей Пургин. Заместителем Председателя Народного Совета ДНР был избран Денис Пушилин.

28 ноября 2014 года на втором пленарном заседании Народного Совета ДНР депутаты в торжественной обстановке приняли присягу на верность Донецкой Народной Республике. Текст присяги был единогласно принят на этом же заседании.

В Народном Совете сформировано 16 комитетов, которые ведут работу над законопроектами согласно своему профилю. Еженедельно, согласно графику, комитеты Народного Совета проводят рабочие заседания, на которые приглашаются представители министерств и ведомств Донецкой Народной Республики, а также профильные специалисты.

За четыре года Народным Советом Донецкой Народной Республики приняты и вступили в силу более 250 законов. Важно понимать, что работа многих отраслей регулируется не только законами Донецкой Народной Республики, но и украинскими законами в части, не противоречащей законодательству ДНР, а также подзаконными нормативными правовыми актами. Благодаря отлаженному механизму взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в рамках расширенных заседаний комитетов Народного Совета парламентарии совместно с представителями профильных министерств и ведомств принимают решение о целесообразности регулирования обговариваемых ими видов деятельности подзаконными нормативными правовыми актами, а не отдельными законами.

Безусловно, все законы являются значимыми, но следует выделить несколько основополагающих. В связи с тем, что для полноценного функционирования любой системы необходимы средства, на законодательном уровне принят Закон ДНР «О налоговой системе». В него регулярно вносятся изменения, так как многие нормы можно усовершенствовать лишь после их практического применения. Для того чтобы было закреплено, кто и как будет выполнять задачи государственного масштаба, приняты законы «О системе органов исполнительной власти ДНР», «О судебной системе», «О системе государственной службы ДНР», «О прокуратуре». Отдельно следует отметить, что в ДНР приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.

Из перечисленных законов Народным Советом ДНР образован фундамент законодательства, на основе которого уже создана огромная нормативно-правовая база. Законотворчество представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс. Здесь сочетаются элементы науки, творчества, мастерства и опыта. Разработчики законопроекта должны хорошо знать право, лингвистику, грамматику, теорию информации, логику построения правовых предписаний и т. д.

В заключение стоит добавить, что развитие парламентаризма в ДНР в немалой части зависит от молодых кадров и их вклада, так как основной продукт Народного Совета – законы – создается с учетом использования и применения в долгосрочной перспективе на благо и развитие Донецкой Народной Республики», – доложил Владимир Бидёвка.

По словам Максима Кныша, участие молодежи в общественных мероприятиях поможет им в дальнейшем трудоустройстве на государственную службу.

«Когда активисты из рядов молодежи помогают решать вопросы своих земляков путем сбора информации, содействия в доставке медикаментов или гуманитарной помощи, если молодежь пропагандирует здоровый образ жизни, завлекает сверстников на соревнования и военно-патриотические сборы, то все это благоприятно сказывается на дальнейшем трудоустройстве. Положительные отзывы коллег и просто соседей по двору сыграют свою роль, но, безусловно, заниматься благотворительностью нужно не ради карьеры, а по зову сердца. Выбирайте свое направление – спорт, социальные акции, образование – и начинайте строить и творить на благо Республики», – обратился к студентам Максим Кныш.

Председатель Временной комиссии по контролю и координации деятельности в районах, наиболее пострадавших от вооруженной агрессии Украины, Екатерина Мартьянова рассказала о результатах работы возглавляемой ею комиссии и проекта «Народный контроль».

«Киевский режим, несмотря на все достигнутые договоренности о мире, продолжает обстрелы территории Донбасса. Практически каждый день на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик повреждаются жилые дома и инфраструктура, под огнем находятся люди.

Ситуация на линии разграничения обострилась и продолжает накаляться.Такое положение дел стало толчком для образования в октябре 2017 года Временной комиссии. Основными задачами, поставленными перед ней, являются сбор, изучение, систематизация информации и выработка механизмов оперативного реагирования на проблемы жителей прифронтовых территорий.

На сегодняшний день в рамках проведенной работы парламентариями посещено более 70 населенных пунктов, расположенных вдоль линии разграничения, в которых проживают свыше 60 тысяч граждан.

Кроме того, неоднократно проводились встречи с министром здравоохранения, на которых были рассмотрены и решены вопросы предоставления медицинской помощи жителям отдаленных районов. Отмечу, что в рамках проведенной работы организованы выезды мобильных аптек, услугами которых воспользовались свыше 2,5 тысячи человек, организованы выезды бригад врачей, которые осмотрели более трех тысяч жителей прифронтовой зоны.

Благодаря взаимодействию с Миграционной службой более 400 жителей прифронтовых поселков в Ясиноватском районе, Горловке, Старомихайловке и Александровке получили паспорта гражданина Донецкой Народной Республики.

Министерством труда и социальной политики организованы выезды мобильных офисов, в которых люди получают необходимые консультации специалистов Пенсионного фонда, центров занятости, управлений труда и соцзащиты.

Также в рамках работы Временной комиссии и Общественного штабаоказывается гуманитарная помощь семьям, проживающим в прифронтовых районах, решаются вопросы об оказании адресной поддержки. А именно:

·выдано около 50 тонн гуманитарной помощи (продукты питания, бытовая химия, одежда);

·доставлено 723 тонны угля жителям поселков Зайцево, Гольмовский, Озеряновка, Широкая Балка, Ставки, Старомихайловка и Трудовские;

·направлено более 120 куб дров в поселки Доломитное и Зайцево, Киевский район Донецка, поселки Еленовка иСтаромихайловка;

·доставлено более 300 медицинских наборов жителям сел Веселое, Спартак, Каштановое, поселков Донецк-Северный, Михайловка, Кременец и населенных пунктов на юге ДНР;

·для более чем 40 инвалидов и лежачих больных доставлены подгузники для взрослых, а также переданы около 10 инвалидных колясок;

·7 масляных обогревателей переданы жителям поселка Доломитное.

В рамках проведенной работы разработаны и совместно с органами исполнительной власти реализованы выездные, развлекательные мероприятия для более чем четырех тысяч детей из прифронтовых территорий.

Народный контроль выступает важнейшим элементом формирования гражданского общества и правового государства, построения конструктивного диалога государства и гражданских институтов.

Так, на сегодняшний день в рамках социального проекта «Народный контроль» проводятся общественный контроль и мониторинг ценообразования на продукты и товары, ситуации в торговых объектах, медицинских, учебных учреждениях, работы жилищно-коммунальных служб. Всего на данный момент с 2016 года активистами проведено около 20 тысяч рейдов, в ходе которых было выявлено более 10 тысяч нарушений, большинство из которых устранены.

В конце доклада хочется отметить важность роли общественности и взаимодействия с органами власти в построении государства. Ведь только сплотившись, можно преодолеть любые беды, которые несет война», –подчеркнула Екатерина Мартьянова.

В заключительной части мероприятия студенты смогли задать вопросы парламентариям, которые в свою очередь пообещали продолжить практику организации экскурсий в Народном Совете для студентов вузов. Также прозвучала информация о том, что на сегодняшний день многие выпускники ДонАУиГС работают в Аппарате Народного Совета ДНР.

Новости по теме